Найти тему

Куча новомодных факультетов и выпускники, не знающие свой предмет. Побывала в родном ВУЗе спустя 23 года

Концерт в честь 105-летия НГЛУ
Концерт в честь 105-летия НГЛУ

Побывала на днях в своей альма-матер - Нижегородский Лингвистический Университет отмечал своё 105-тилетие. Не была в универе с 1999 года, а тут вдруг спонтанно собралась - одногруппница стала завкафедрой в родном ВУЗе и позвала на встречу. Всё прошло очень тепло и душевно, я даже пожалела, что 23 года не была здесь.

К сожалению, многих преподавателей уже увидела на доске памяти, они ушли из жизни. Да и сам ВУЗ претерпел сильные изменения. В моё время было 2 отделения - педагогическое и переводческое. И 4 факультета - английского, немецкого, французского и русского как иностранного языков. Наш, английского языка, сокращённо назывался ФАЯ - факультет английского языка. Сейчас в погоне за разнообразием и желанием привлечь студентов напридумывали кучу факультетов и специальностей. Наш ФАЯ стал ВС ЛПП - Высшая школа лингвистики, психологии и педагогики ( у меня ассоциация с ЛТП почему-то). Ещё в 2004 году НГЛУ занимал четвертое место среди педагогических и лингвистических вузов России в рейтинге Министерства образования и науки РФ, а уже в 2020 году по данным национального рейтинга "Интерфакс" НГЛУ получил всего лишь 37-е место в списке лучших ВУЗов России.

-2

Судя по качеству подготовки выпускников, которые претендовали на вакансию преподавателей в языковой школе, где я работала, качество обучения в университете упало в разы. В отличие от нас, выпускников конца 90-х - начала 2000-х, сегодняшние специалисты не только не знают методики преподавания, но и делают массу ошибок в языке. Похоже, что иностранный язык как таковой ушёл на второй план среди всех новомодных специальностей типа "Журналистика", "Регионоведение", "Реклама и связи с общественностью", "Туризм" и тп.

Раньше лингвистическое образование априори означало широкий кругозор, все мои однокурсники - люди, имеющие знания в области литературы, истории, социологии, психологии, страноведения, философии. Это люди, с которыми интересно поговорить, которые грамотно пишут на русском языке и имеют хорошо поставленную речь. Сегодняшние же выпускники зачастую не только не могут поддержать разговор о литературе или истории, но и делают вопиющие ошибки в общеизвестных вещах. Так, например, недавно принятая на работу в школу молоденькая учительница учит детей на английском, что в Египте океан, а не море, а коалы живут в Африке. Кто-то скажет, что это всё ерунда, лишь бы английскому учила. Но на фоне тотальной безграмотности современного поколения и нежелания детей что-либо узнавать именно через английский можно узнать много полезного из других областей знаний. Я и сама до сих пор расширяю свой кругозор за счёт чтения английских текстов и просмотра видео на разные темы с дальнейшим обсуждением. Даже на начальных уровнях изучения языка в учебниках по английскому много текстов из географии, биологии, истории. А если учитель не только не даёт ничего нового вкупе с иностранным языком, но ещё и искажает факты - это катастрофа.

Я и мои однокурсники всегда гордились дипломом НГЛУ, иметь диплом этого университета было престижно. Во всяком случае в Нижнем Новгороде этот ВУЗ всегда стоял особняком по качеству образования и уровню знаний студентов. Сейчас же диплом НГЛУ стал ничем не примечательным документом, иметь который может даже тот, кто не владеет иностранным языком - столько непонятных специальностей там настряпали. Недавно с удивлением узнала, что одна косноязычная хабалистая мама одного из моих учеников тоже имеет диплом НГЛУ - закончила заочно какую-то из новых специальностей типа менеджмента.

-3

Когда-то наше советское образование считалось лучшим в мире, при этом оно не было столь доступным, как сейчас. В наше время 55% населения имеют высшее образование, но оно весьма низкого качества. На концерте в честь 105-тилетия возрастные выпускники вспоминали о своём первом месте работы, куда они поехали по распределению, причём ни один из них не высказался отрицательно о той системе. Моя мама - выпускница Горьковского иняза ( мы заканчивали с ней один ВУЗ) тоже работала по распределению - её как выпускницу с красным дипломом отправили не в деревню, а в Мурманскую область, город Кандалакшу. И ни разу она не сказала плохо о распределении после института.

Может быть, чтобы повысить качество образования, стоит вернуться к системе госзаказа на специалистов, ограничив поток случайных людей с низкими знаниями в университеты? Глядишь и ВУЗы перестанут клепать непонятные факультеты, не имея преподавательсткой базы и ресурсов для обучения новомодным специальностям. Как думаете?