Бывшие партнёры обвиняют Россию в создании теневого танкерного флота. Это звучит как откровение только для тех, кто никогда не интересовался вопросом экономики морского транспорта (независимо от типа). Те же кто «немного в теме» знают три волшебных буквы (нет не эти...), FOC (Flag of convenience – удобный флаг или если хотите «дешёвый флаг»). Суть этого явления гениальна и архивыгодна. Расходы снижаются экспоненциально, всякие «санкции» почти не применимы, поскольку никто не «предъявляет» всяким островным государствам. И, при необходимости, можно избавиться от проблемного имущества – большинство морских судов мало того, что покупаются в ипотеку (да, для них тоже mortgage), так ещё и являются самостоятельными предприятиями (LLC – ООО). Получается владелец, оператор, субоператор, владелец груза и его получатель, плюс к ним брокеры, продающие груз пока судно движется по маршруту... Концов не найти. Но это позволяет прямиком привезти газ с российского шельфа прямо в США, считая его сингапурским (проданным пару раз на бирже) или реализовывать в Европе латвийские нефтепродукты, с подсанкционным происхождением...
Так что ни деньги, ни углеводороды запаха не имеют. Кстати, алюминий или сталь из России, будучи запрещёнными в ЕС по пути куда-нибудь в Роттердам запросто становятся норвежскими даже без захода для перевалки. Так что пародия на «держи вора» исходит от создателей схемы. Самое же смешное, что огромная часть флота имеющего багамскую регистрацию никогда не посещала номинальную «родину». А на Old Bakery Street в мальтийской Валетте (по этому адресу зарегистрированы почти все суда бороздящие просторы океана под мальтийским крестом) мне не удалось найти ни одного офиса судовладельца – абонентский ящик – вот и вся регистрация.
Но самый горячо любимый мною FOC – флаг Островов Кука – визуально гибрид флага Великобритании и ЕС, а поднимают его на флагштоках турецких судов, заходящих в Россию (большинство членов экипажа и представления не имеют, где их «регистрация»).