_____
Возраст: от полутора-двух лет. Для детей старше усложняйте текст рассказа и задание-поделку, увеличивайте количество показываемых изображений
Время занятия: 30 минут
_____
План занятия:
(1) Рассказать, кто такая Жар-птица, показать ее в живописи – 5-7 минут. Картинок много, можно показывать выборочно.
(2) Посмотреть отрывок балета "Жар-птица" (И.Стравинский, хореография М.Фокина, исполняет Мариинка) – 10 минут.
(3) Сделать поделку – 13-15 минут.
Совет: покажите то количество изображений, которое готов посмотреть ребенок; картинки во весь экран можно найти по поиску изображений в гугле или яндексе
_____
(1) Кто такая Жар-птица.
Жар-птица — это сказочная птица-огонь, птица-пламя. Она ЖАРкая (очень горячая).
И очень красивая. Хвост похож на хвост павлина, длинный. Перья огненные, красные. Она слепит глаза, об нее можно обжечься.
Живет она в сказочном лесу, летает ночью, чтоб ее никто не увидел. Только месяц на небе видит, как она порхает, веселится на полянках.
Жар-птица любит есть яблоки — вкусные, сладкие, хрустящие.
Ее могут видеть не все — только те, кто умеет видеть красоту.
Заполучить перо Жар-птицы – большая удача. А поймать Жар-птицу может только настоящий герой — добрый, смелый и сильный.
Вот Иван-царевич летит на сказочном ковре-самолете, а Жар-птица сидит в золотой клетке, перья горят как огонь (последние два изображения).
Для детей постарше:
Жар-птицу может удержать только золотая клетка.
Каждую осень она умирает, а весной возрождается.
Иногда в сказках рассказывают, что перья у Жар-птицы из золота или серебра, малышей лучше этим не путать, огонь понятная вещь, а золото-серебро не очень. В балете, к которому мы подводим, Жар-птица огненная.
Жар-птицу считают символом Палеха (это центр лаковой миниатюры в Ивановской области), по легенде поселок возник от того, что Жар-птица летела через лес, взмахнула крылом и выжгла поляну, и на этом месте поселились художники.
Палех созвучен полыханию, пыланию, сюжеты с Жар-птицей —традиционные для палехских мастеров, поэтому среди предлагаемых изображений много их работ.
(2) Балет
Давайте посмотрим, как однажды Иван-царевич встретил в лесу Жар-птицу.
Смотрите отрывок балета с 5:11 до 15:22. Комментируйте по ходу происходящего, пример ниже:
Вот Иван-царевич в лесу темной ночью. Смотри, поляна, а на поляне яблоня. От кого это свет слепит Ивану глаза? Это же Жар-птица. Вот она летает, резвится на полянке, Иван хочет ее поймать.
Какой у нее хохолок, как она танцует, какая она красивая! Думает, что она одна, что ее никто не видит. Иван спрятался, затаился. Она подлетела к дереву, сорвала яблоко. Ох! Он ее схватил!
Что такое?! Она не понимает, что произошло, кто ее держит?! Она хочет вырваться, улететь, пусти меня, Иван, пусти. Иван держит крепко. Он поймал сказочную птицу! Он очень доволен, а она испугана. Вот она устала вырываться. Решила взглянуть на него. Ей страшно.
Она очень нравится Ивану. Он не хочет причинить ей вреда, не хочет, чтоб она боялась, чтобы ей было больно. Она, кажется, поняла, что он хороший, добрый и не сделает ей зла. Смотрите, он уже ее не держит, а она не улетает. Они танцуют вместе, играют. Они подружились.
Жар-птице пора улетать, и напоследок она что делает? Она дарит ему свое перо! Вот это да! Сказочное перо сказочной птицы очень пригодится Ивану в его приключениях. Перо поможет ему позвать Жар-птицу, если он окажется в беде, и Жар-птица, его друг, ему обязательно поможет.
(3) Поделка
Вариант 1. Вырежьте Жар-птицу из красной цветной бумаги, отрежьте крылья и хвост. Вырежьте несколько красных яблок, желтый месяц/луну. Нарисуйте ветку. Предложите ребенку приклеить яблоки на ветку и склеить жар-птицу.
Совет: используйте как фон черную бумагу (Жар-птица летает ночью).
Вариант 2. Распечатайте на цветном принтере любую картинку из занятия, разрежьте на несколько частей (ориентируйтесь на уровень ребенка), перемешайте и предложите собрать как пазл по образцу. Приклейте собранную картинку на лист бумаги.
Следующее занятие: Кощей Бессмертный