О доблестном лётном прошлом столичного района Тушино теперь напоминают лишь улицы, названные в честь великих летчиков. Самого легендарного аэродрома уже нет, нет авиасалонов, и даже легендарных рок-фестивалей тоже нет.
А что же там сейчас?
Огромное поле в 200 гектар около Москвы-реки стали использовать для взлетов и посадок самолетов с 1931 года. Была проделана большая работа по расширению системы дренажа, которая позволила осушить болотистые почвы близ реки, также были построены две взлетно-посадочные полосы, здание командно-диспетчерского пункта и ангары.
И Тушино надолго становится главной учебно-тренировочной базой авиации в СССР. В 1933 году открылась Высшая парашютная школа, а в 1935 году - аэроклуб СССР. Во время войны отсюда вылетали истребители и бомбардировщики.
В послевоенное время это поле использовалось для показа новинок авиатехники - например, его сравнивают с нынешним авиасалоном МАКС.
На Тушинском аэродроме проводились воздушные парады в День Воздушного флота СССР. Естественно, высшее руководство не могло не посещать такие важные мероприятия.
В 1955 году именно здесь показали лайнер Ту-104, а в 1961 году зрители увидели Ту-114.
В конце 1980-х годов в Тушино начались слёты лёгкой авиации, где можно было увидеть огромное число самодельных летательных аппаратов.
В начале 90-х у метро Тушино появился радиорынок. Впоследствии он был перенесён в Митино, где в измененном виде существует до сих пор.
Вплоть до 2002 года аэродром Тушино имел 3 класс и был способен принимать воздушные суда Ан-24, Ан-26, Ан-30, хотя уже с 1990-х он использовался как площадка для проведения концертов.
В 1991 году тут прогремел рок-фестиваль «Монстры Рока» - количество зрителей превышало полмиллиона.
Ещё бы – ведь на сцене «AC/DC» и «Metallica»!
Далее на протяжении нескольких лет на территории аэродрома проводился музыкальный фестиваль «Крылья». Во время фестиваля в 2003 году произошёл теракт возле входа на это массовое мероприятие.
В 2014 году был достроен стадион футбольного клуба «Спартак, получивший название «Открытие Арена».
Тогда же было намечено строительство ледового дворца, центров автомобильного спорта и художественной гимнастики. Столичные власти заверили, что рассматривают территорию аэродрома как «кластер для отдыха» и задачи застройки этой территории нет.
Но уже в 2015 году был принят проект планировки застройки: решено создать на месте аэродрома жилой район, в котором будут проживать более 40 тысяч человек.
Следует отметить, что подобные мысли были ещё в 70-е годы – уже тогда на месте аэродрома планировали жилой микрорайон, но проблемы с подтоплением почвы не позволили реализовать эти планы.
Тут напрашивается параллель с Ходынским полем, которое в прошлом тоже принимало самолеты, в том числе гражданские, а теперь застроено (не полностью, но всё же – один Авиапарк чего стоит).
Как на Ходынке, так и на лётном поле в Тушино была открыта станция метро. Разница лишь в том, что тут была открыта ранее законсервированная станция.
Ещё в советское время эта станция носила в проектах название «Аэрополе», а затем «Волоколамская», однако много-много лет поезда проезжали её без остановки и через стекло вагона можно было видеть бетонное фойе станции.
Сейчас здесь уже построены или строятся сразу несколько колоссальных комплексов: Тушино-2018, ЖК Движение, жилой район Alia, город на реке Primavera.
Даже в недавнем открытом голосовании на общегородском портале «Активный гражданин» жителям предлагают дать имена отстроенным улицам. Составители голосования недвусмысленно намекают, что улицы должны называться в честь лётчиков.
Когда мы там гуляли, я была поражена объему застройки. Да, в некоторых домах уже живут люди, но пока ещё всё сырое и необжитое. Новые и свежие лавочки, газоны, бульвары, детские площадки только ждут своих посетителей. Но по ощущениям - застроить предстоит чуть ли не больше, чем уже есть!
С парковками - беда. Да, в домах они предусмотрены (цены на машиноместа баснословные) , но ведь есть же люди, которые приезжают в гости и по делам. А на этих парковках даже при неполной заселенности уже места не отыскать...
Как вам такие изменения облика Москвы?
Возможно, вас заинтересуют другие публикации:
Парк Зарядье – подарок Москве, изменивший ландшафт и самих жителей. Как погулять там без толп людей?