Некоторые считают Казахстан одним из важнейших союзников России, однако в реальности все может быть не так очевидно. Казахстан, в виду географического положения, можно сказать зажат между Китаем и Россией, отсюда и следует политическое лавирование.
Санкции, введенные Западом против России, существенно меняют экономическую и торговую карту мира. Многие транспортные маршруты перекрываются, взамен находятся другие пути поставок товаров.
Казахстан является одним из крупнейших производителей урана, однако лишен выхода к мировому океану. Долгое время, основные пути поставок проходили по территории России, но сейчас наши соседи ищут более спокойные маршруты.
Казатомпром, который и занимается добычей металла, находится в активном поиске альтернативных путей вывоза ресурса. Разумеется, в обход России. Причина – санкции и нежелание нести потенциальные риски.
При этом еще в третьем квартале 2022 года уран благополучно вывозился через порт Санкт-Петербурга. Альтернативный, Транскаспийский транспортный маршрут, был разработан еще четыре года назад, но активно не использовался. Скорее всего, сейчас на него будет возложена нагрузка по вывозу ресурсов из страны.
Маршрут проходит через Каспийское море в порты Азербайджана, потом по железной дороге в Грузию и порты Черного моря. Стоит отметить, что сейчас действует квота по вывозу урана через Каспи — это 3500 тонн. Это значительно меньше, чем добывает Казатомпром в год. Так, в третьем квартале было всего вывезено 5400 тонн. Как не трудно догадаться, квоты могут быть существенно увеличены и уже идут переговоры.
Проблемы может вызвать опасность груза. Транзитные страны требуют значительного числа бумаг и сертификатов безопасности, при провозке урана.
Но тут надо наблюдать на тенденцию. Так еще летом президент Казахстана обратился за помощью к американским компаниям, чтобы разработать маршруты вывоза нефти не через Россию. Это было сделано в ответ на приостановку работы нефтепровода, ведущего в терминал на Черном море, расположенный на территории РФ.
По сути, у Казахстана есть только один работающий альтернативный путь вывоза ресурсов – тот же Каспий. Маршрут в Китай осложнен трудными географическими условиями и еще только разрабатывается. Если брать европейское направление, то да, только Каспий.
При этом Казахстан не торопится портить отношения с Москвой, но считает и свою выгоду. Пока перед Астаной географическая проблема, которую не решить и приходится работать в таких условиях.