Найти в Дзене
В Движении

39 лет на конвейере: как грузовик Mack R-серии стал легендой дорог и киноиндустрии

Оглавление

Американские тяжёлые грузовики восьмого класса — техника крайне консервативная. Некоторые модели держатся на конвейере десятилетиями, а революционные изменения в этом сегменте происходят нечасто. Взять хотя бы Mack R-серии, выпускавшийся целых 39 лет — с 1966 по 2005 год. По долголетию он уступает лишь ветерану дорог Kenworth W900.

Культовый статус без прикрас

Когда речь заходит о коммерческой технике, народную любовь невозможно оправдать только брутальным дизайном и культовым статусом. Хотя фильм «Конвой» 1978 года, где главный герой управлял именно Mack R-серии на протяжении всей ленты, безусловно добавил популярности.

После выхода картины на советские экраны в 1985 году машина обрела околокультовый статус даже в наших широтах. А чёрная боевая фура, на которой безумный воин дорог Макс Рокатански колесил по выжженной пустоши во второй части знаменитой кинофраншизы — тоже наш герой.

-2

Но в мире коммерческого транспорта на первый план выходят надёжность, простота обслуживания и эксплуатационные характеристики. И учитывая, что модель выпускалась даже в Австралии с её климатическими особенностями и огромными перегонами по отнюдь не густонаселённым территориям, несложно догадаться — с этими параметрами у Mack R-серии был полный порядок.

История создания легенды

Легенда компании Mack родилась не в одночасье. Подход к конструированию был сформирован ещё в грузовиках AC-серии, вышедшей в 1916 году. В то время как подавляющее большинство компаний использовали компоненты от сторонних производителей, инженеры Mack разработали и построили свою машину собственными силами — от переднего бампера до заднего.

-3

Эта идеология была отшлифована на B-серии, на смену которой в 1966 году и пришёл герой нашего повествования. R-серия стала одним из самых популярных траков, рождённых в Новом Свете.

-4

Революционные двигатели Maxidyne

Одним из основных нововведений стала линейка дизельных двигателей Maxidyne и коробки передач Maxitorque. Здесь конторе из Пенсильвании удалось совершить подлинную революцию в своей рыночной нише без всяких оговорок.

Maxidyne — это семейство турбированных дизельных рядных шестёрок и V-образных восьмёрок, появившиеся в 1966 году. В отличие от большинства конкурентов, двигатели семейства Maxidyne разрабатывались изначально с прицелом на наддув.

-5

Для охлаждения поршней в каждом цилиндре располагались отдельные форсунки, которые распыляли масло в нижнюю часть поршня, тем самым отводя от него тепло. В итоге удалось получить ровную полку крутящего момента в широком диапазоне оборотов.

Впечатляющие характеристики

Точные цифры следующие:

  • 11-литровая турбошестёрка: мощность 237 или 285 л.с., крутящий момент 1128 и 1261 Нм соответственно
  • 14,2-литровые V8: мощность 317 либо 322 силы, момент 1464 или 1642 Нм

Разумеется, с течением времени характеристики двигателей постоянно улучшались. Однако цифры сами по себе — лишь часть важнейших характеристик двигателей Maxidyne.

Революция в диапазоне оборотов

Как правило, в те времена дизели тяжёлых грузовиков жили в пределах 1500-2100 об/мин. Если под нагрузкой обороты падали ниже 1500, всё могло закончиться плачевно для двигателя. Однако конструкторам Mack удалось опустить нижнюю планку комфортных для двигателя оборотов, на которых уже достигался пиковый момент, до 1200 об/мин.

-6

Казалось бы, сущий пустяк, но этот пустяк позволил отказаться от коробок с 10 или 13 передачами и снизить их количество до 5-6. А в 1980-х инженерам удалось опустить нижнюю границу оборотов максимального момента до 1000 об/мин. Те, кто видел эти машины вживую в деле, отмечают, что звук двигателя после тысячи оборотов напоминает скорее бульдозер, нежели привычный трак восьмого класса.

Трансмиссия Maxitorque — прощай, лишние переключения

Трёхвальная трансмиссия Maxitorque вышла более компактной, более лёгкой и при этом спокойно держала стандартные для индустрии цифры момента, не требуя постоянно оперировать рычагом или несколькими, в зависимости от коробки. В рекламных проспектах говорилось: «Maxitorque — и вы забудете, где находится рычаг переключения скоростей».

-7

Шоссейные модели оснащались 5-ступенчатыми версиями коробки, строительная и всевозможная спецтехника — 6-ступенчатыми. У водителей появилась возможность разгонять свои грузовики с 50 до 100 км/ч, не делая ни одного переключения передач.

Не лишним будет ещё раз отметить: вместо того чтобы прибегнуть к услугам Detroit Diesel, Caterpillar или Cummins, специалисты Mack создали сами уникальную силовую установку, не имеющую аналогов на рынке. При этом не обладая бюджетами и технологической базой грантов двигателестроения! Двигатели семейства Maxidyne продолжили использоваться на машинах Mack даже в XXI веке.

Утилитарный дизайн с инновациями

Что касается дизайна, грузовики R-серии довольно заметно отличались от своих современников. Они выглядели менее вычурно, чем творения Peterbilt или Kenworth — от Mack'ов за милю веяло утилитарностью. Да, эти машины гораздо реже превращали в хромированную рождественскую ёлку с мириадами лампочек. Зато когда дело доходило до тяжёлого труда, за помощью обращались именно к этим трудягам.

-8

Эти грузовики в силу своих выдающихся внедорожных способностей как нельзя лучше подходили для лесозаготовок, работы на нефтяных месторождениях, строительства и военных целей. С точки зрения самой конструкции они мало отличались от одноклассников, однако способы её реализации в железе давали все необходимые преимущества.

Улучшения для водителя

-9

Если говорить об отличиях R-серии от предыдущей B-серии, стоит отметить ряд важнейших улучшений помимо силового агрегата, которые отразились в первую очередь на комфорте водителя:

  • Сохранив внешние габариты, кабина внутри стала просторнее
  • Сиденье водителя обзавелось регулировкой по высоте
  • У предшественника капот и крылья являлись тремя раздельными элементами, что не добавляло удобства при обслуживании. На R-серии появилась единая откидывающаяся стеклопластиковая «морда», которая по сей день остаётся стандартом в отрасли
-10

В 1969 году ко всем наворотам добавилась первая в мире пневматическая система подвески кабины, что крайне положительно сказалось на организме водителя и существенно продлило срок службы кабины, которая перестала подвергаться воздействию вибраций и ударов.

-11

В 1971 году к списку опций добавился ретардер Dynatard собственной разработки. Устройство, предназначенное для снижения скорости транспортного средства без задействования основной тормозной системы, превосходило по многим параметрам аналогичные узлы от конкурентов и было высоко оценено водителями.

Особенная U-серия

Одной из самых любопытных разновидностей грузовиков R-серии стала так называемая U-серия. Её визитной карточкой является кабина, смещённая в сторону водителя, и более короткий нос. Если не считать, что трансмиссионный тоннель несколько сократил место для ног пассажира, всё осталось по-прежнему.

-12

А вот тот факт, что теперь боковое стекло с водительской стороны было фактически на одной линии с колесом, сильно добавило в удобстве маневрирования на тесных локациях — стройках, карьерах и тому подобном.

Европейский период развития

В 1990 году Mack стала дочерней компанией группы Renault, что с точки зрения прогресса отразилось лишь в лучшую сторону. R-серия была переименована в RD-серию и помимо внешнего редизайна кабины получила набор существенных технических улучшений.

-13

В том же году вышла электронная система управления двигателем V-MAC, предоставлявшая широкий спектр возможностей настройки характеристик в соответствии со спецификой конкретных задач. Благодаря другим новейшим электронным системам удалось повысить топливную экономичность, снизить уровень выбросов и продлить интервалы между заменами масла.

Это является очередным ярчайшим подтверждением, что, несмотря на долголетие модели, конструкторы постоянно пытались улучшить эксплуатационные характеристики своего железа, шагая при этом в авангарде технического прогресса в отрасли.

Финал под шведским флагом

В 2000 году Mack вместе с Renault ушли под крыло Volvo Trucks. Это событие ознаменовало, в том числе, и вековой юбилей компании Mack. Однако R-серия при всех инновациях и продвинутых технологиях, которые принесла с собой Volvo, сумела продержаться в продаже ещё несколько лет и в 2005 году стала частью истории.

-14

Ей на смену пришла модель Granite, которая производится и по сей день. Кстати говоря, именно Granite сыграл роль десептикона Мегатрона в третьей части «Трансформеров».