И почему на самом деле нет никакого «капитализма».
В СССР слово «капитализм» было чуть ли не ругательным. На постсоветском пространстве оно всё ещё имеет негативную окраску.
Дело не только в привычке, но и в жестокой реальности. Страны СНГ отказались от плановой экономики, после чего столкнулись с жестокостью конкуренции, отсутствием социальных гарантий, преступностью и коррупцией. Всё это и ассоциировалось у них со словом «капитализм».
А ведь на самом деле «капитализм» — слово непонятное и пустое. Что это, власть капитала? А что такое капитал? Как он может властвовать?
Какие бывают экономические формации
Выделяют несколько типов. Первый — то, что мы называем «капитализмом».
Однако правильнее называть этот экономический строй «обществом свободного предпринимательства». Ведь основная идея такого общества: каждый имеет право применять свои таланты и способности так, как посчитает нужным. Каждый имеет право что-нибудь придумать, организовать, создать — и заработать на этом.
Совсем иначе устроена плановая экономика. Или, как её ещё называют, экономика распределения. В ней государство является монополистом на всё. В руках правящей верхушки сосредоточены все блага, все богатства, все товары. И они раздают эти блага народу так, как считают нужным.
Другими словами, плановая экономика — это вертикаль, при которой власть решает, как вы будете жить и чем можете заниматься. При капитализме вы совершенно свободны. Если хотите — можете работать, зарабатывать и жить во дворце. Не хотите — можете умереть от голода под забором.
Обе системы не лишены недостатков. При свободном рынке без вмешательства государства богатые богатеют, а бедные беднеют. Огромные корпорации не боятся конкуренции и могут уничтожить или купить любого. Свободный рынок, как правило, характерен для демократических государств. В них важные решения могут приниматься медленнее из-за нежелания политика, например, потерять рейтинг.
А при плановой экономике важные решения принимаются одним росчерком пера. Но в то же время — подавляются сильные, креативные, честолюбивые люди, которые могли бы заработать сами и обеспечить своё государство. И человек чувствует себя не свободной личностью, а скорее винтиком государственной машины, которая заявляет, что блюдёт его интересы. Этот экономический строй характерен для тоталитарных и авторитарных режимов.
А есть ли средний вариант?
Есть. Смешанная экономика. Такая, как сейчас в Китае. Её ключевая идея звучит так:
Мы все — один народ, одна страна. Мы должны работать сообща, чтобы наша страна становилась сильнее. Но в то же время мы хотим оставаться свободными людьми, иметь возможность работать, изобретать и зарабатывать. Поэтому каждый гражданин может открыть бизнес, купить квартиру, яхту, самолёт.
Но государство, если потребуется, имеет право давать ему задания ради общего блага. Скажем, вашему заводу сейчас невыгодно производить эту марку автомобилей, но это нужно населению. Государство даёт вам распоряжение, и вы вынуждены произвести автомобили. А вот что вы будете делать потом — ваше дело.
Сверхприбыли государством изымаются. Но если вы вдруг разоритесь, государство поможет, поддержит. Ведь ваше банкротство ударит по всему народу.
А самое интересное — этот тип экономики и называется «фашизм». Экономическую формацию, где государство контролирует и направляет частных предпринимателей, ввёл Муссолини в Италии. А слово «фашизм» (от итал. «fascio» — пучок, связка, объединение) — означает «совместный труд». У нас его еще называют «коллективизм».
Подробнее экономику Китая мы разбирали в бесплатном файле «Почему процветает Китай». Переходите по ссылке и скачивайте: