Выпуск еженедельной рубрики #РСОсАннойГаркушей. Анна Гаркуша — известный эксперт в области обращения с отходами и руководитель направления по взаимодействию с органами власти Ассоциации «РазДельный Сбор».
Последнее время богато на новости о том, как торговые сети будут спасать еду и пищевые отходы. Это:
• фудшеринг (передача пригодной к употреблению еды с «пограничным» сроком годности на благотворительность),
• поиск партнеров для переработки продуктов, просроченных или испорченных, но все еще имеющих ценность. Во что можно такую еду переработать? – спросите вы. Оказывается, можно: в корма для животных при одобрении ветеринарных надзорных органов, или в кормовой белок с помощью мухи «черная львинка», или просто в компост при содействии червей и бактерий на крупных КПО или специализированных предприятиях.
Это все отличные начинания, и я очень надеюсь, что из этого вырастут устойчивые многочисленные проекты, поддержанные государством, и интегрированные в национальную стратегию по предотвращению пищевых отходов (да-да, такая тоже должна когда-то появиться). А сейчас я предлагаю заглянуть глубже, в корень проблемы.
Многие из нас видели фотографии, как магазины выбрасывают в контейнеры с ТКО торты и пироги, причем так поврежденные, что их нельзя вытащить и съесть, хлеб, заморозку. Мы возмущались, а нам отвечали, что таковы требования Росприроднадзора и т.п. Ну, допустим. Но давайте подумаем, по какой причине складывается ситуация, когда в торговых сетях раскупают не все и продукты портятся?
Кто несет ответственность за планирование закупок и наполнение полок? Кто заказывает заведомые излишки? Кто недостаточно хорошо рассчитывает потребности? Полагаю, что торговая сеть.
А теперь вспомните, что вы чувствуете, если видите в магазине полупустые полки? Не скрою: я чувствую тревогу. Я привыкла, что изобилие в магазине означает, что все хорошо, что я в безопасности, что мою семью не ждет голод. Ритейлеры об этом знают, и они не хотят, чтобы покупатель волновался, был недоволен, ушел в другой магазин за каким-то особым тортом, или хлебом, или колбасой. Торговая сеть не готова отдавать покупателя конкуренту. А покупатель не хочет ограничить свои притязания тем продуктом, который есть в наличии. Как найти баланс?
Я думаю, что между рогом изобилия и пустыми полками должно существовать состояние продуктовой безопасности. Как говорил доктор Комаровский, разнообразие в еде обеспечивается не тем, что вчера были яблоки, а сегодня ананасы, а сбалансированным присутствием в рационе жиров, белков и углеводов.
Применительно к отдельно взятой семье (моей) это можно проиллюстрировать таким образом: если у меня дома или даже в магазине нет кефира, я могу это пережить, я что-нибудь придумаю. Я могу испечь торт сама или купить вместо торта печенье, п.ч. для меня это не принципиально. Я могу вместо одного печенья выбрать другое.
Для меня не катастрофа заменить одну еду на другую. Мне не критически важно, чтобы в любую секунду моей жизни в магазине нашлось все, что мне может прийти в голову.
Именно так я и представляю себе осознанное потребление – считать нормой, когда в магазине не все есть.
Что же должно быть в магазине, чтобы все-таки обеспечивать продуктовую безопасность? Я думаю, у всех разные представления о прекрасном, поэтому не стану настаивать.
Давайте составим этот список вместе?
2