Анонсированный уход с российского рынка Danone Group, являвшегося крупнейшим в стране производителем молочных продуктов, пожалуй, одна из самых заметных потерь в потребительском сегменте после сворачивания деятельности IKEA и McDonald's. В отличие от России, Danone и McDonald's остаются в Беларуси, и в целом, судя по заключаемым лицензионным договорам на товарные знаки, международный бизнес настроен по отношению к белорусскому рынку не так пессимистично.
Фастфудисты — оптимисты
Тот же McDonald's Corporation, согласно информации из официального бюллетеня Национального центра интеллектуальной собственности (НЦИС), через своего глобального лицензиара (и по совместительству франчайзера) MCD Global Franchising в январе и марте текущего года пролонгировал договоры с белорусским лицензиатом (и франчайзи) «КСБ Виктори Рестораны» на использование нескольких десятков принадлежащих ему товарных знаков. Срок передаваемых на них прав — до начала 2034 года.
«КСБ Виктори Рестораны», напомним, развивает белорусскую сеть McDonald's по франчайзингу с 2014 года и принадлежит казахстанскому бизнесмену Кайрату Боранбаеву. Из России крупнейшая мировая сеть fast-food уже ушла — ее заменил local brand «Вкусно — и точка».
В базе НЦИС в мае появился лицензионный договор на несколько вариантов товарного знака KFC, заключенный российским подразделением корпорации Yum! Brands «Ям! Ресторантс Интернэшнл Раша Си Ай Эс» с белорусской компанией «Деливери софтвеа». Последняя является владельцем популярного сервиса по доставке еды из ресторанов Delivio.by и вкладывает деньги в собственные заведения. Одно из них — кафе Delivio на площади Победы в Минске, открывшееся на месте бывшего Fresh Café. По информации с сайта НЦИС, этот лицензионный договор истекает в предновогоднюю ночь 2022-го.
В Беларуси, напомним, уже есть два лицензиата и франчайзи KFC — компании «Бел Фуд Сервис» и «КреативФудС-Восток».
В этом году изменились сроки действия лицензионного договора между еще одним американским лицензиаром-франчайзером и его белорусским партнером. Речь идет о старейшей западной франшизе на местном рынке — ресторане T. G. I. Friday`s. Он открылся на столичном проспекте в 2006 году и с тех пор принадлежит компании «Белросинтер».
Согласно изменениям, в договор с лицензиаром этого бренда T. G. I. Friday`s Franchisor права на его использование «Белросинтером» продлены до конца 2026 года.
Будет свой President?
Уже после начала военного конфликта России и Украины французская компания BSA, входящая в состав одной из крупнейших мировых молочных корпораций — Lactalis, передала лицензионные права на свой флагманский товарный знак President дочернему предприятию в Беларуси (с 2017 года) — Ляховичскому молочному заводу. Сыры под этим брендом на постсоветском пространстве выпускаются в России и Украине — из РФ, собственно, они в основном и поступали на белорусский рынок.
Передача прав на товарный знак вовсе не гарантирует, что у нас появится свой President, но у Ляховичского молочного завода, выпускающего сейчас продукцию под брендом «Ляховичок», появилась возможность расширить портфель.
Кстати, в отличие от Danone, Lactalis Group пока остается на российском рынке. И теперь у нее есть шанс подняться выше в местном рейтинге крупнейших молокопереработчиков — по итогам 2021 года французы были 11-ми.
Частично продолжает деятельность в России и мировой пищевой гигант Nestle. Его головная структура Societe des Produits Nestle минувшим летом расширила белорусскому резиденту «Нестле Бел» поле действия лицензионного договора на весь срок, до которого в Беларуси зарегистрированы ее товарные знаки (но не позднее конца 2032 года). Также «Нестле Бел» стала лицензиатом нескольких новых товарных знаков, включая прекратившие продаваться на российском рынке бренды Purina и Kit Kat.
В течение 2022 года зарегистрированная в Нидерландах компания Efes Holland Technical Management Consultancy по соответствующему договору отправила в портфель белорусскому дистрибьютору «ЭфесТрэйд БиУай» бренд «Белый медведь», а табачные гиганты JT International и Gallaher Group подкорректировали свои действующие с конца 2000-х и 2010-х лицензионные договоры с местным партнером «Табак-Инвест».
Кого больше нет?
Несколько компаний отозвали права на использование своих товарных знаков. Самые значимые из них — норвежская Adevinta и кипрский холдинг Rillius Holding, которому принадлежат гемблинг-компания и бренд Parimatch.
В обоих случаях это было связано с уходом инвесторов с белорусского рынка и продажей или передачей своих долей в местных компаниях.
Фото: Office Life, presidentcheese.com
Автор: Антон Гордзялковский