В рассуждениях о том, в каком мире живет наша современная молодежь и должна ли она что-то старшему поколению, довольно часто возникает такое понятие, как ценности. Мол, не ценит молодежь наши традиционные ценности, а наоборот, перенимает ценности, чуждые и враждебные нам. Поэтому наша задача – переубедить эту самую молодежь и практически силой заставить их вернуться к тем самым традиционным ценностям.
Что с этой идеей не так? А то, что эта идея противоречит самому определению слова «ценности». Ценности, как говорит нам Википедия – это «важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность».
То есть, если какой-то человек не видит важности, значимости и пользы в чем-либо, это что-либо ценностью для него не является. И убедить его, заставить верить в то, что это полезно, просто невозможно. Не нужно это ему, никак не улучшает (или вовсе ухудшает) его жизнь, не несет для него никакого смысла – поэтому и ценить он это никогда не будет. И отдавать за эту «ценность» в обмен важные для него вещи тоже не будет. Какой в этом смысл? Ценностью для любого человека является только то, что важно конкретно для него, и разменивать это важное на неважное никакому здравомыслящему человеку и в голову не придет, это просто физически для человека неприемлемо.
Может ли, например, здравомыслящий человек обменять жизнь и благополучие своих детей на какие-то странные, не имеющие связи с реальностью и научной мыслью, идеологические лозунги? Конечно, ни один здравомыслящий человек так не поступит, это противоестественно. Поэтому и заставить человека принять чуждые ему ценности нельзя, этого невозможно добиться с помощью силы. Любое насилие только, наоборот, будет еще больше отторгать обычного здравомыслящего человека от чуждых ему ценностей.
Сделать так, чтобы человек эти чуждые ему ценности принял, как свои, можно только одним-единственным способом – показать ему, как именно эти ценности соотносятся с его собственными ценностями и какое благо они могут ему принести. И благо это должно быть весьма ощутимым, весьма отчетливым – так, чтобы человек мог приложить его к своей конкретной жизни и увидеть, что это действительно хорошо и полезно.
Как можно догадаться, работает это только с настоящими ценностями – реальными, конкретными, отражающими общий вектор на благополучие, здоровье и долгую жизнь человека. Только такие ценности человек может к своей непосредственной жизни приложить. С иллюзорными, придуманными, искусственными ценностями – а точнее, с лозунгами, выдающими себя за ценности – это совершенно не работает, пока человек не видит, как эти «ценности»-лозунги могут быть ему полезны на практике. Увидит – тогда, возможно, и применит эти ценности к своей жизни, а уж точно никак не раньше.
Молодежь, придерживающаяся якобы каких-то «неправильных» ценностей, придерживается того, что позволяет ей видеть будущее, видеть себя в этом будущем, жить свободно, разносторонне развиваться и добиваться успеха. Ценности, которые всего этого молодым людям не дают, не могут являться для них по-настоящему ценными. А чтобы они такими стали, нужно с этими ценностями поработать и предложить молодежи то, что ее, молодежь, по-настоящему заинтересует. Если, конечно, эта молодежь вам действительно нужна, а сама ценность этой молодежи для вас не является пустым и искусственным лозунгом.