Каждый ребёнок иногда плохо себя ведёт: шумит, кого-то обижает, нарушает правила, не соблюдает договорённости. Такие ситуации отнимают много сил и у взрослых, и у детей, поэтому любому родителю хочется, чтобы они случались как можно реже.
Поведению можно и нужно учить. Для этого важно не ругать ребёнка, а поддержать и помочь разобраться с тем, что случилось, в чём его или её ответственность, и что можно сделать, чтобы исправить ситуацию.
Например, может оказаться, что правило слишком сложное. Ребенок не может его выполнить или не понимает, поэтому нарушает. Тогда это правило нужно пересмотреть. Но бывают ситуации, когда дети нарушают правила намеренно. В таких случаях помогают восстановительные практики.
В основе восстановительных практик лежит идея о том, что люди важнее, чем нарушение правил: важно не наказывать, а предложить ребенку взять на себя ответственность за свое поведение и загладить вину действиями. Одна из таких практик — восстановительный разговор.
Восстановительный разговор — это набор принципов, которые учат ребенка видеть ситуацию с разных сторон, осознавать влияние своих слов и поступков на других людей и искать способы разрешения конфликтов. Например, недопонимание в семье или спор на детской площадке.
Рассказываем, как провести восстановительный разговор.
1. Восстановите события
Пусть ребенок расскажет свою версию, а потом вы поделитесь тем, что видели сами. Это поможет посмотреть на ситуацию с разных сторон и услышать позиции всех участников.
Примеры вопросов:
- Что произошло?
- Что ты делал до того, как я попросил перестать играть?
- Как ты видишь ситуацию? Расскажи все, что было, по порядку
2. Поговорите про других участников
Вспомните всех, кто напрямую участвовал в конфликте или кого поведение ребенка могло задеть косвенно (например, сломана чужая вещь). Обсудите, как эти люди чувствовали себя — это покажет ребенку, как слова и поступки влияют на людей вокруг.
Примеры вопросов:
- Кто еще был в этой ситуации?
- Как ты думаешь, что он почувствовал?
3. Разделите ответственность
Обсудите, какие действия привели к конфликту или недопониманию. Это поможет понять, что и в какой момент пошло не так в конкретной ситуации. Попробуйте начать с себя и взять ответственность за свою часть — ребенок сможет последовать вашему примеру.
Примеры вопросов:
- Как ты думаешь, за какую часть произошедшего ты несешь ответственность?
- Что можно было сделать по-другому?
- После какого действия все пошло не так?
Пример ситуации:
Ребенок играет в компьютерные игры третий час, хотя вы договаривались на час в день.
Вы можете взять на себя часть ответственности за ситуацию. Например, сказать: «Я мог бы напомнить тебе, что час уже прошел или предложить поставить таймер, чтобы следить за временем»
После этого можно поговорить с ребенком про его часть — что он мог сделать по-другому
4. Придумайте план и следуйте ему
Обсудите, как можно решить проблему. Дайте ребенку возможность предложить свои варианты. С одной стороны, это учит ребенка находить разные выходы из сложных ситуаций, а с другой — показывает, что за плохое поведение не отвергнут, а поддержат и помогут.
Примеры вопросов:
- Как мы можем это исправить?
- Что мы можем сделать, чтобы это не повторилось?
Пример ситуации
Ребенок регулярно опаздывает на занятия. Можно предложить ему составить расписание своего дня и придумать способы, которые помогут следовать этому расписанию:
- Напоминания на телефоне или планшете
- Наклейки на заметных местах
- Система поощрений с наградами за несколько занятий подряд, на которые ребенок не опоздал
Обложка статьи: Ian Barsby