Найти в Дзене
Историческое Путешествие

Право первой брачной ночи и иные особенности личной жизни в Средние века

Оглавление

В исторических романах повсеместно упоминается о том, как жестокий феодал принуждает бедную крестьянку разделить с ним ложе в ночь ее свадьбы. Естественно, после такого позора муж пытается прикончить нежданного кавалера, а молодая жена света белого не видит, и монастырь ей кажется высшим благом. Но историки так и не нашли официального подтверждения того, что закон о первой ночи существовал, при этом не нашли и опровержения ему. Зато, есть свидетельства, рассказывающие о еще больших кощунствах, которые позволял себе средневековый люд даже несмотря на явное неодобрение со стороны церкви.

Василий Поленов "право господина"
Василий Поленов "право господина"

Первая ночь и неспособный жених

Средневековые феодалы были не так охочи до молодых девиц, как до денег. Право первой ночи появилось не из-за каких-то непонятных представлений о морали и нравственности, а из-за элементарной жадности. Так, в документах того времени, изданных на своих землях нормандскими и немецкими феодалами нередко встречалось упоминание о «дополнительном» налоге, который вводился в отношении лиц, вступающих в брак. Например, в предписании гражданам, проживающим на его земле, помещик из Нормандии, указывает на то, сколько денег, еды и иных ценностей должен передать ему жених или родители невесты за благополучно отыгранную свадьбу. В противном случае этот феодал грозился прилечь с женой. Таким образом, право первой ночи было всего лишь еще одним грабительским налогом. Хочешь жениться – плати. Не имеешь денег, либо оставайся холостой, либо отдавай жену другому.

Скорее всего, такой налог взымали все феодалы. Думаю, не каждый бы осмелился рисковать своим здоровьем, рассчитывая на авось. В те времена, когда личная гигиена у крестьян была совсем не на первом месте, случиться могло всякое. Могло ведь получиться и так, что после такой ночи феодал мог и не успеть написать завещание.

Мясоедов художник смотрины невесты, изображение для иллюстрации
Мясоедов художник смотрины невесты, изображение для иллюстрации

Еще один интересный момент, позволяющий говорить о том, что Средневековье не было ни темным, ни невежественным, хотя бы в плане взаимодействия полов. Так, женщина или мужчина свободно могли потребовать развода на основании бесплодия первой или половой слабости второго. Некоторые монархи этим правом злоупотребляли, избавляясь от неугодных жен, но и многие женщины таким способом избежали неудачного брака.

Не менее интересно, что женщины Средневековья, оказывается, могли требовать с мужей плату за постель. Например, Джефри Чосер считал, что женщина, если она умна, не станет отдавать себя мужу бесплатно. Ее красота – это ее оружие и товар, который можно продавать, причем, мужчина обязан платить не просто за каждую возможность побыть со своей дамой. Очевидно, раз поэт об этом писал, что практика оплаты времени проведенного с женой или любовницей, была повсеместной. Также женщина, очевидно, могла и купить свою невинность, если имела для этого средства. Именно так поступила некая Марджери Кемпе, перу которой принадлежит одна из первых автобиографий на английском языке. Она еще в XV столетии покупала свою невинность у мужа, тем самым отсрочив возможность появления детей, а может быть и получив надежду на более выгодный союз, в случае если брак удастся признать несостоявшимся ввиду половой слабости одного из супругов.

Жюль Гарнье "право первой ночи
Жюль Гарнье "право первой ночи

Фавориты и фаворитки

Говоря о половом воспитании и вообще об отношении мужчины и женщины в Средние века, нельзя забывать о том, что вопросы семьи были под контролем у церкви. Именно церковь определяла то, как женщина и мужчина должны были вести себя в постели, какие позы им разрешалось принимать, а какие не. Парам, задумавшим непотребство в темной комнате за пологом супружеской кровати, церковь сулила всячески кары, вплоть до рождения детей с различными уродствами и отклонениями.

Не менее жестока церковь была и к неверным супругам. Их могли привлечь к суду, причем мужчина считался виновником всего, поскольку женщина в христианском понимании и без того является носительницей греха. В некоторых случаях «согрешившую» парочку могли и побить камнями. Особенно унизительной была процедура проведения любовников через весь город голышом. Горожане выходили полюбоваться зрелищем, покидаться в них объедками и порадоваться тому, что кто-то другой, а не они сами, занимает лобное место.

Василий Пукирев неравный брак, изображение для иллюстрации
Василий Пукирев неравный брак, изображение для иллюстрации

Проверка на «вшивость»

Несмотря на все запреты церкви и ее призывы к целомудрию, мужчины и женщины того времени были куда более просвещены в вопросах пола, чем даже например, мужчины и женщины середины прошлого века. Так, в немецких княжествах практиковался обычай «гостевых» и «пробных» ночей. Церковь часто запрещала мужчине и женщине не то что видеться, говорить до брака. Но надо же было понять, подходит тебе тот или иной мужчина. Вот в селениях и устраивали пробу. С согласия девушки и ее родителей потенциальный жених приходил к ней в комнату ночью, обычно через окно. Молодые люди общались. Если после разговоров выходило так, что они нравились друг другу еще больше, устраивалась «пробная» ночь, итогом которой была либо свадьба, либо расторжение помолвки. «Пробные» ночи устраивали и среди знати. Так, в конце XIV столетия один из немецких курфюрстов страшно опозорился, когда после нескольких таких ночей невеста все же ему отказала.

Вот такое оно было темное, но достаточно просвещенное в вопросах половой жизни Средневековье.