В предыдущих статьях я рассказывал об эволюции советских самоходных скреперов – высокопроизводительных землеройно-транспортных машин. О первом самоходном скрепере на базе карьерного самосвала МАЗ-525 можно прочитать ЗДЕСЬ, о скреперах на базе одноосного тягача МАЗ-529 – ЗДЕСЬ, о скреперах на базе БелАЗа – ЗДЕСЬ. Продолжаю рассказывать о других самоходных скреперах эпохи СССР.
В начале 60-х годов наиболее прогрессивными считались самоходные скреперы со всеми ведущими колесами. В этом направлении конструкторы ВНИИстройдормаш вели активные разработки. Результатом этих усилий стал экспериментальный образец 10-кубового полноприводного скрепера с дизель-электрической трансмиссией постоянного тока и мотор-колесами, построенного во второй половине 60-х годов. Машина состояла из одноосного тягача оригинальной конструкции и одноосной скреперной установки. 375-сильный дизель приводил в действие тяговый генератор мощностью 20 кВт, который обеспечивал электроэнергией электродвигатели, встроенные непосредственно в ступицу каждого колеса.
Дизель-электрический скрепер с мотор-колесами в процессе сравнительных испытаний продемонстрировал ряд существенных преимуществ перед серийно выпускаемыми скреперами с одной ведущей осью тягача. Полное использование сцепного веса позволило развивать тяговые усилия, достаточные для заполнения ковша грунтом I-II групп без толкача. Важным преимуществом полноприводного скрепера стала повышенная проходимость, особо существенно возросла величина максимальных преодолеваемых подъемов. При всех преимуществах дизель-электрического скрепера с мотор-колесами, у него был один существенный недостаток – сложность конструкции, что обуславливало определенные трудности в эксплуатации и общую дороговизну машины.
В конце 60-х годов конструкторы ВНИИстройдормаш совместно с челябинским заводом им. Колющенко при участии минского СКБ "Мелиормаш" разработали самоходный скрепер ДЗ-67 с 25-кубовым ковшом, оснащенный дизель-электрической трансмиссией и всеми ведущими мотор-колесами. Одноосный тягач скрепера представлял сбой полностью оригинальную конструкцию. Он оснащался V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем М-301 мощностью 850 л.с. с турбонаддувом, приводившим в действие тяговый генератор мощностью 525 кВт, который, в свою очередь, обеспечивал электроэнергией мотор-колеса – 2 на тягаче и 2 на скреперном полуприцепе. Привод рабочего оборудования скрепера был гидравлическим. Конструкцией трансмиссии скрепера было предусмотрено приблизительно равномерное распределение мощности дизель-генератора между двигателями мотор-колес во всех случаях работы скрепера, когда возникает пробуксовывание.
Скрепер ДЗ-67 был выпущен малой серией (порядка 5 штук) Челябинским заводом им. Колющенко. Он нашел применение в горнодобывающей отрасли. Известно о том, что 3 машины были поставлены на Качканарский ГОК (все скреперы доехали из Челябинска к месту эксплуатации своим ходом!), а один скрепер работал в Воронеже.
ДЗ-67 стала первой и последней серийной моделью самоходного дизель-электрического скрепера с мотор-колесами в истории отечественного машиностроения. Дальнейшие разработки, нацеленные на повышение тягового усилия и проходимости самоходных скреперов, были реализованы в двухмоторных полноприводных скреперах, на которых один дизельный двигатель устанавливался на одноосном тягаче, а второй – в корме скреперного полуприцепа.
Более мощная – 25-кубовая – модель двухмоторного скрепера ДЗ-107 была разработана минским СКБ НПО "Дормаш" в середине 70-х годов. Конструктивная схема в целом была аналогична младшей 15-кубовой модели. Скрепер отличался применением одноосного тягача оригинальной конструкции. На нем были установлены 2 дизельных двигателя суммарной мощностью 1100 л.с., гидромеханическая трансмиссия, передний мост имел пневмогидравлическую подвеску. Машина предназначалась для работы в составе поезда при наполнении ковшей без применения толкачей, после наполнения ковшей скреперы разъединялись и работали самостоятельно.
По скреперу ДЗ-107 есть информация, что он был изготовлен в нескольких экземплярах, имевших конструктивные отличия: ДЗ-107-1 оснащался гидромеханической трансмиссией Komatsu (предположительно выпущено 2 машины), ДЗ-107-2 имел отечественную ГМП, а также ряд других конструктивных отличий (предположительно выпущена одна машина). К мелкосерийному производству скреперов ДЗ-107 в Балаково приступили в 1983 году.
Специалисты ВННИстройдормаш не останавливались на достигнутом. Еще в 60-е годы перед ними стояла задача по созданию самоходного скрепера с ковшом емкостью 40 м3. История донесла до нас два эпизода, связанных с созданием 40-кубового колосса. Первый. В 1970 году сотрудники ВНИИстройдормаш взяли на себя обязательство досрочно к 1 декабря 1970 года закончить разработку технического проекта сверхмощного самоходного скрепера с мотор-колесами, двигателем мощностью 1200 л.с. и ковшом емкостью 40 м3. Второй. План на XII пятилетку (1986-1990 гг.) предусматривал изготовление опытного образца самоходного скрепера с ковшом емкостью 40 м3. Однако этим планам не суждено было осуществиться.
Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой Дзен-канал и порекомендуйте его друзьям.
- У меня есть одноименный канал на "Пульсе". Там можно найти мои старые Дзеновские публикации и новые статьи.