Как-то случайно стал свидетелем спора двух собеседников на очень интересную тему:
что страшнее – неверие или «придумывание» Бога?
К чему они пришли в итоге, не знаю, но для меня самого ответ очевиден.
Неверие страшно. В нем сплетены в один клубок неразумие, неблагодарность, неумение ставить перед собой важнейшие вопросы и отвечать на них и многое другое, что мешает человеку до конца быть человеком.
Но «придумывать» Бога еще страшнее, чем просто в Него не верить.
Что это такое – «придумывать» Бога? Это значит не верить в Бога, Который действительно есть, в Бога, создавшего все существующее по единой любви Своей, поскольку Сам Он – Любовь. Не верить в Него, а придумывать какого-то другого «бога» - такого, который нужен тебе, чтобы оправдать себя в не лучших своих желаниях и стремлениях. Чтобы прикрыться им, когда твои дела постыдны, а хочется, чтобы их считали не таковыми. Чтобы от имени его можно было творить все, что заблагорассудится. И прочая, прочая…
Это то, о чем Галич когда-то написал замечательное стихотворение – о человеке, которые занят именно этим: не поиском Бога, а «конструированием» – по своему образу и подобию. Помните его?
Я вышел на поиски Бога.
В предгорьи уже рассвело.
А нужно мне было немного -
Две пригоршни глины всего.
И с гор я спустился в долину,
Развел над рекою костер,
И красную вязкую глину
В ладонях размял и растер.
Что знал я в ту пору о Боге
На тихой заре бытия?
Я вылепил руки и ноги,
И голову вылепил я.
И полон предчувствием смутным
Мечтал я, при свете огня,
Что будет Он добрым и мудрым,
Что Он пожалеет меня!
Когда ж он померк, этот длинный
День страхов, надежд и скорбей -
Мой бог, сотворенный из глины,
Сказал мне:
- Иди и убей!..
И канули годы.
И снова -
Все так же, но только грубей,
Мой бог, сотворенный из слова,
Твердил мне:
- Иди и убей!
И шел я дорогою праха,
Мне в платье впивался репей,
И Бог, сотворенный из страха,
Шептал мне:
- Иди и убей!
Но вновь я печально и строго
С утра выхожу за порог -
На поиски доброго Бога
И - ах, да поможет мне Бог!
Нельзя, ни в коем случае нельзя придумывать Бога. Нельзя думать, что Он должен быть, как мы. Нельзя в своем воображении наделять Его нашими чувствами, нашими желаниями, тем более – нашими страстями.
Если внимать тому, что Он Сам говорит о Себе в Евангелии, тому, что Он открывает в нем для нас, этого ни в коем случае не произойдет. Главное – внимать, а не фантазировать…