Найти в Дзене
alexunited

Должен ли учитель любить детей?

А должен ли врач любить пациентов? А официант - посетителей кафе или ресторана? А полицейский - преступников, которых ловит?..

Просто проходил мимо очередного рассуждения на эту тему, и не смог остаться в стороне. Спор-то вечный, набивший оскомину, но вызывающий праведный гнев непримиримых сторонников обеих крайних позиций.

Основная проблема этого спора в том, что одно и то же слово для разных людей носит абсолютно разные значения, а одно и то же значение люди называют абсолютно разными словами. Когда адекватные сторонники позиций "должен любить детей" и "должен любить свою работу" спокойно обсуждают свои представления, оказывается, что их мнения-то, в целом, совпадают. Они легко соглашаются, что наиболее громкие "любить ваших детей никто не обязан" на поверку оказываются плохими учителями или даже вовсе не учителями, а просто недолюбленными в детстве носителями психологической травмы.

Но всё-таки надо как-то унифицировать терминологию, чтобы избежать пустых споров, потенциально ведущих к конфликтам между людьми, чьи позиции практически идентичны. А заодно - чтобы было удобнее выявить носителей ошибок первого и второго рода, которые говорят одно, имея в виду совсем другое.

По мне, идеальный учитель скрывается за вопросительным знаком.
По мне, идеальный учитель скрывается за вопросительным знаком.

На этой диаграмме я схематически изобразил табличку мнений, намеренно не подписав строки и столбцы. В первой строке собраны те, кто говорит, что учитель должен любить детей, а во второй - те, кто говорит обратное. При этом на пересечении первого столбца со второй строкой - плохие учителя, а на пересечении первой строки со вторым столбцом - хорошие. Вот только существуют ли они в природе?

Лично я детей в целом не люблю. До определённого возраста - совсем, и даже учить их не могу, пока кто-нибудь не заложит в них основы здравого смысла (даже страшно вообразить, что будет, когда собственные появятся). Но с некоторого момента дети начинают взрослеть и тех из них, кто хочет поучиться думать, я могу, умею и люблю этому учить. Но находиться с ними поблизости дольше, чем в течение занятия, трудновато - хотя я вожу детей в летние лагеря и на турниры, но это специальные кружковские дети, которые прошли отбор и, в большинстве своём, сами знают, чего хотят, а не "серая масса" средних детей, которые пришли в школу по месту жительства и вообще ничего не хотят.

-3

Продолжая размышлять над природой учительской любви, вспоминаю один из моих любимых фильмов - "Мисс Стивенс". Там описывается история учительницы, которая любила детей, вникала в их жизнь, жила их проблемами - и очень страдала от этого, разумеется - а встреченный ею случайно коллега поделился своим секретом, заключавшимся в stay on the outside (самый близкий перевод, имхо: не принимать близко к сердцу). Его не волновали психологические проблемы учеников, их неуклюжая ложь (типа "я тетрадку дома забыл") и прочие детали - только их знания по его предмету.

В начале карьеры мы все немного мисс Стивенс. Без этого трудно. Когда ты по возрасту близок к ученикам и ещё помнишь себя на их месте, нельзя не сопереживать им хотя бы немного. И тут запросто провалиться в ситуацию, когда границы стираются и профессиональные взаимоотношения учителя и ученика заменяются личными отношениями равных людей. Дружбой или кое чем похуже...

Хотят ли этого те родители, которые ратуют за учительскую любовь к их детям? Думается, что вряд ли. Мне видится, что родители скорее хотят, чтобы учитель безвозмездно отдавал их детям любовь, а те ничего бы не давали взамен (а при дружбе, как вы понимаете, дорога двусторонняя и отдавать придётся немало).

-4

Те учителя, которые резко против разговоров о любви к детям, которые эту тему болезненно воспринимают, как мне кажется, обожглись в начале карьеры. Лично я - обжёгся. Дружить с подростками очень непросто и опасно, а если ты при этом ещё и их учитель - просто недопустимо. Это мы все понимаем на живом примере - на личном опыте либо на опыте коллег.

В отличие от педагогов, педофилы по-настоящему любят детей (бородатый анекдот).

Конечно, кто-то скажет, что любить детей в целом не значит сближаться и заводить с ними дружеские отношения - извините заранее, так не бывает. Мисс Стивенс тоже пыталась сохранять субординацию и не подпускать к себе влюбившегося в неё паренька - но её искренняя симпатия к нему (и всем остальным ученикам) транслировалась настолько недвусмысленно, что он вполне заслуженно принял это за поощрение своих чувств.

-5

Поэтому, дорогие родители, когда педагог, который по вашим меркам, детей должен любить, заявляет обратное, это скорее всего проявление его педагогической зрелости, а не "вот же бездарный урокодатель, не желает моего ребёночка любить" - хотя второе тоже возможно, увы, неудачников, которые самоутверждаются за счёт заведомо более слабых детей, в школах вполне достаточно. Хотя чаще всего такие неудачники как раз к родителям выходят со лживыми слащавыми заверениями о любви к их деткам.

Впрочем, меня немного унесло. О терминологии я так и не договорился даже сам с собой, но, надеюсь, хотя бы немного объяснил свой взгляд на то, почему терминология в этом споре важнее самого спора. #школа #школьники #образованиевроссии