Найти тему
Хьюстон, у нас отмена

Почему у некоторых пассажирских самолётов "ноздри" на носу

Нужно сказать, что далеко не у всех пассажирских самолётов есть такие причудливые воздухозаборники в носовой части. Мало кто вообще помнит, что у самолётов 60-х годов были такие вот необычные "ноздри". Однако некоторые Douglas DC-8 эксплуатируются по сей день. И те, кто видит эти воздухозаборники впервые, искренне недоумевают: что это вообще такое, и почему другие самолёты как-то обходятся без них?

Так вот, о назначении этих "ноздрей" нам поведал Джек Макбрайт, профессиональный пилот Delta Air Lines (1967-2002 гг):

- У каждого из этих двух носовых воздухозаборников есть три отверстия. Посередине имеется большое отверстие, через которое поступает воздух для воздухо-воздушного теплообменника с этой стороны. Есть также два отверстия меньшего размера, которые являются отдельными входами для турбокомпрессоров. На DC-8 всего 4 турбокомпрессора, - пояснил лётчик.
-2

Здесь также нужно отметить, что компания-производитель этой модели пассажирского самолёта выбрала именно нос для размещения отверстий неслучайно. Дизайнерам того времени хотелось хоть как-то выделить свой самолёт среди прочих конкурентов. Просто круглый нос с чёрным резиновым нашлёпком - это скучно. Они полагали, что две "ноздри" по бокам всяко улучшают внешний вид.

- В последующие годы, когда двигатели JT3 на DC8 были заменены силовыми установками CFM-56, турбокомпрессоры и фреоновые охлаждающие устройства были сняты и заменены "пакетами", которые позволяли использовать отбираемый двигателем воздух для контроля температуры и повышения давления в кабине. Так у "ноздрей" DC8 появились заглушки, - добавил пилот.
-3

И действительно, если мы посмотрим на Douglas DC-8 с заменёнными двигателями, то можно заметить, как боковые отверстия каждого воздухозаборника просто заглушены накладками для равномерного обтекания встречным воздухом и уменьшения турбулентности.

Более усовершенствованные двигатели смотрятся пузатыми по сравнению со старыми из-за большой степени двухконтурности.

Но как же тогда обстоят дела с другими самолётами, у которых не было никаких "ноздрей" в носовой части?

-4

Ответ очень прост: воздухозаборники есть, просто расположены они не на носу, а в нижней части фюзеляжа.

Вот как описывает назначение этих отверстий пилот Airbus A320/A321 Анас Мааз:

- Эти воздухозаборники подают окружающий воздух в первичный и вторичный теплообменники, которые используются для охлаждения горячего отбираемого воздуха из компрессоров двигателя. Этот воздух используется для кондиционирования воздуха, - пояснил пилот.
-5
- В этих воздухозаборниках есть заслонки, которые обычно автоматически открываются и закрываются блоком контроля температуры по мере необходимости. На земле они полностью открыты для подачи максимального количества воздуха в теплообменники.Рядом с воздухозаборником также установлен вентилятор, который повышает эффективность всасывания воздуха на низких скоростях и при неподвижном самолете. В некоторых самолетах заслонки закрываются во время взлета и посадки, чтобы предотвратить попадание мусора, - добавил лётчик.