Все мы знаем о дне рождения Церкви – дне пятидесятницы, когда на апостолов, собравшихся в одном месте, и ожидавших исполнения обетования Господа: Не расходиться и ждать обещанного. (Деян 1:4) Или крещения Духом Святым (Деян 1:5)
И события этого дня хорошо известны. На собравшихся вместе апостолов сходит Святой Дух в виде огненных языков.
После чего они обретают дар говорения на других языках, дар, необходимый им для проповеди. Ибо сказано:
«И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились» (Деян 2:7-8)
Однако, мы встречаем в Евангелии такие слова:
«Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». (Ин 20:21-23)
Христос говорит апостолам «примите Духа Святого» и сопровождает слова действием «дунул» [ἐνεφύσησεν]. В греческом первоисточнике использовано то же слово, что и в Бытии 2:7 – эпэфисисен ἐνεφύσησεν («И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул [ἐνεφύσησεν] в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою»).
Что это может значить?
И лично мне встречалось два объяснения:
1 вариант: Господь дважды дает апостолам Духа Святого. У Николая Сербского можно почитать. Первое дарование для того, чтобы укрепить апостолов, а второе – для мирового служения.
«Дунув в лице ученикам, Господь сказал им: примите Духа Святаго. Сие есть первое дарование Духа Святаго. Второе произойдет в пятидесятый день после этого знаменательного вечера. Сие первое дарование – чтобы оживить и укрепить самих учеников, а то второе – для их апостольского служения в мире – чтобы оживить мир» [1]
2 вариант: Первое слово Христа «примите Духа Святого» является лишь подготовкой их к принятию Духа Святого, которое произойдет в день пятидесятницы.
Евфимий Зигабен пишет:
«Он дунул, сообщая им благодать к восприятию Святого Духа, делая их способными к принятию Его, и говорит им: приимите Дух Свят, но не теперь, а когда Он сойдет» [1]
Это логично. В первый раз происходит подготовка апостолов, а позже принятие или Духа Святого вдень пятидесятницы.
Но все равно не понятно. Ведь сказано прямо: «дунул и сказал примите Духа Святого».
Возможно, этот эпизод объясняется следующим образом: в первый раз Духа Святого принимают одиннадцать учеников (Иуда отпал, и двенадцатый еще не выбран). А в день пятидесятницы происходит нисхождение Духа Святого на всех учеников – числом около ста двадцати (Деян 1:16). Только в этом случае выходит, что апостолы получили Святого Духа дважды!
Честно говоря, мне самому не до конца понятно: получили ли апостолы Святой Дух дважды или нет.
Пишите ваши мысли.
Александр
поддержать автора