Найти тему

Что такое травматический опыт?

Оглавление

Уже несколько лет наша команда работает с детьми с травматическим опытом. Мы проводим занятия, на которых учим детей и подростков социальным навыкам — помогаем сформировать опыт успешности, делиться эмоциями, работать в команде, анализировать информацию, просить и принимать помощь.

Взрослые не всегда понимают, что может стать травмой для ребенка, а что нет. Из-за этого им тяжело понять поведение ребенка, заметить проблему и оказать поддержку.

Травматический опыт влияет на жизнь ребенка — мешает понимать свои эмоции и формировать собственное мнение, снижает способность к обучению и не дает выстраивать отношения с другими людьми.
Дети, пережившие травму, нуждаются в помощи и поддержке взрослых — родителей, близких, учителей и психологов.

Что такое травма?

Травма — это пережитый человеком опыт, вызывающий сильные психологические переживания и/или физическую реакцию.

Травма возникает, когда реакция на стрессовое событие подавляется — например, если ребенок не обращается за помощью или обращается, но не встречает поддержки.

Что может стать травмой для ребенка?

  • Пережитое насилие (физическое, психическое, сексуализированное)
  • Эмоциональное или физическое пренебрежение со стороны значимых взрослых
  • Нарко- или алкозависимый член семьи
  • Бытовое насилие в отношении членов семьи
  • Потеря близкого человека или развод родителей
  • Лишение свободы любого члена семьи за совершение преступления

Что такое комплексная травма?

Комплексная травма появляется, если ребенок переживает несколько длительных травматических событий, например, эпизоды физического или сексуализированного насилия. Чем больше времени проходит под их влиянием, тем выше шансы, что это станет травмой.

У ребенка нарушается чувство безопасности, ожидаемой в близких отношениях. К сожалению, высока вероятность того, что люди, к которым ребенок обращается за помощью, виновны или причастны к травмирующим событиям.

Что такое травма убежища?

Травма убежища возникает, когда ребенок обращается ко взрослым за помощью, но не получает поддержки или сталкивается с непониманием или агрессией.

Чаще всего ребенка травмирует отвержение значимого взрослого или взрослого, в надежности и безопасности которого ребенок уверен — это могут быть родители, близкие родственники, врачи в отделении неотложной помощи или любимый учитель.

Что такое вторичная травма?

Вторичная травма — это поведение и эмоции, возникающие в результате близкого знакомства с травматичным опытом другого человека.

Например, если ребенок узнает о травмирующем событии в жизни одноклассника и сильно вовлекается в это эмоционально, переживая событие внутри себя.

Что такое посттравматическое расстройство (ПТСР)?

ПТСР возникает в результате переживания травматических событий или наблюдения за ними в жизни другого человека.

Отличительные симптомы:

  • Гипервозбуждение. Например, резкая реакция на громкие звуки — плач, попытки спрятаться
  • Переживание травматического события (ночные или дневные кошмары)
  • Избегание (пассивность, употребление аглкоголя)

Как травма влияет на обучение?

Детям с травматическим опытом трудно учиться новому, концентрироваться, запоминать и обрабатывать информацию, принимать решения, реагировать на вопросы учителя и формировать собственные предпочтения.

Помимо сложностей в учебе ребенок может столкнуться с нарушениями сна и аппетите, проблемами в общении, понимании чужих эмоций и выстраивании отношений с другими людьми — одноклассниками, учителями и членами семьи

Травматический опыт — одна из важных причин трудного поведения у детей и подростков. У ребенка недостаточно знаний и опыта, чтобы понять происходящее, найти причину сильных эмоций и пережить их, не причиняя вред себе и окружающим.

Мы создали страницу о том, как поддержать детей, переживших травматический опыт. На ней мы собрали все методики, которыми пользуемся сами. Она будет полезна всем взрослым, которые работают и общаются с детьми, пережившими сильный стресс, потерю близкого, насилие, переезд и другие тяжелые события.

Обложка статьи: Kelly Sikkema