Пересматривал давеча, не помню, в какой по счету раз "День сурка" с Биллом Мюрреем (Groundhogday, 1993). Всё-таки, потрясающий фильм, после просмотра которого есть, о чем задуматься
Благотворный эффект сурка
После того как герой Мюррея Фил Коннорс попадает во временную петлю, или, как все уже давно говорят, в день сурка, он проходит все пять классических стадий принятия неизбежного, описанных американским психологом Э. Росс. Сначала отрицание, потом гнев, далее торг, депрессия и, наконец, само принятие. Терапевтический эффект от попадания в день сурка накапливается у Фила долго и постепенно, зато срабатывает куда лучше, чем, к примеру, бесконечные посещения психоаналитика.
Когда Фил приезжает в городок Панксатони, он ещё даже не догадывается о своих проблемах, не воспринимает себя эгоистичным, высокомерным человеком, который никого не любит и которого, по вполне понятным причинам не любит никто. Он считает себя гением, звездой и уверен, что в силу его гениальности все ему обязаны. Своим поведением он, само собой, отталкивает и девушку, которая ему нравится. Между ними пропасть, а Фил не только не знает, как ее преодолеть, - он ее даже не осознает. В структуре его личности отсутствует гармония. Личность Фила перекошена в сторону рационального, критического восприятия мира, которое глушит в нем и без того тихие голоса души и совести. Фил ничему не радуется, его все раздражает и ему кажется что это естественно, что все так и должно быть.
Стадия 1: отрицание
Но тот, кому надлежит ведать его судьбой, (как сказали бы Стругацкие) с этим категорически не согласен и устраивает ему день сурка.
Первая стадия принятия неизбежного - отрицание. Фил отказывается верить, что все это происходит именно с ним, воспринимает происходящее как некий досадный глюк - не то в реальности, не то в его собственной голове. Наверно, это последствия вчерашней бури. Завтра все опять встанет на свои места. Он с недоумением смотрит на старика, как и вчера просящего милостыню на углу, на школьного приятеля, который опять встречает его по дороге на праздник сурка, наступает в ту же лужу, а вечером в гостинице опять оказывается под ледяным душем.
День сурка повторяется раз за разом. Продолжать отрицать, что это есть - значит, грешить против здравого смысла, а этого рациональный Фил Коннорс позволить себе не может. Он постепенно переходит на следующую стадию - гнева.
Стадия 2: гнев
Характернее всего эта стадия видна на примере школьного приятеля: вместо того, чтобы поддерживать разговор, он просто выключает его ударом в челюсть. После неудачного похода к психиатру, который советует прийти завтра, напившись со случайными знакомыми, Фил осознает, что если завтра не наступит, значит, ему все позволено. Он приходит к третьей стадии: всемогущего царя и бога, который торгуется со Вселенной.
Стадия 3: торг
Начинает с обычных развлечений, вроде гонок наперегонки с патрульной машиной, неумеренного поедания тортиков и ограбления инкассаторов, а заканчивает сложными "многоходовочками". Постепенно теряя всякие остатки смысла жизни, Фил придумывает себе новый, "суррогатный" смысл. Такой, какой только и способна изобрести его перекошенная структура личности. Филу нравится Рита и он думает, что если наконец-то завоюет ее, затащит ее в постель, пока не кончился очередной "сурочий цикл", в этом бесконечном бессмысленном повторении появится хоть что-то если не осмысленное, то хотя бы приятное. Но Рита совсем не похожа на простушку, которую Фил соблазняет, сначала выведав у нее, где она училась, а на следующий день прикинувшись ее одноклассником. С Ритой не "прокатывают" многоходовые комбинации с "угадыванием" ее любимых напитков и стихов. Каждая попытка успеть завоевать ее сердце за 24 часа, заканчивается очередной пощечиной.
Стадия 4: депрессия
Ничего не помогает, и так Фил переходит к предпоследней стадии - депрессии. Раз за разом он пытается наложить на себя руки (однажды, даже прихватив с собой живое олицетворение собственных бед - тёзку сурка Фила). Само собой, каждое утро он просыпается живой и здоровый все в том же гостиничном номере. Переход к последней пятой стадии - принятию, становится неминуемым. Но перейти к нему Фил может только изменившись.
Стадия 5: принятие
И эти изменения происходят: у Фила в конце концов пробуждаются душа и совесть. Поначалу их пробуждение перекашивает структуру личности в другую сторону: Фил изо дня в день пытается спасти нищего старика, для которого день сурка стал последним. Его принятие граничит почти с фанатизмом и точно так же отталкивает людей, как до этого высокомерие: надоедливый школьный приятель сам убегает от Фила, который наконец-то открыл в себе любовь. Но постепенно структура выравнивается. Теперь Фил делает лишь то, что в состоянии сделать: вовремя подхватить падающего с дерева мальчика или помочь мужчине, подавившемуся стейком. Разум и душа начинают работать сообща и это наконец-то приносит плоды. Фил доволен собой. Он любит всех людей городка Панксатони и они любят его. Он развивается во всех направлениях от игры на фортепиано до искусства ледяной скульптуры. Такой Фил устраивает Риту и она наконец-то остаётся у него на ночь. А когда ночь кончается, кончается и день сурка. Он свою функцию выполнил.
- Это идеальный день, - говорит в конце фильма Рита. - Жаль, что все не могут быть такими.
- Могут, если над этим поработать, - отвечает Фил.
Конечно, вряд ли кто-то на самом деле оказывался в ситуации Фила Коннорса. Но прийти к трансформации, которая с ним произошла, я думаю, может каждый. Если, конечно, захочет.