Сегодня отмечается Международный день анимации – профессиональный праздник тех, кто создает мультфильмы, видеоигры, компьютерную графику и многое другое. В современном мире частью этой творческой индустрии могут стать и люди с ограниченными возможностями, например, дети с аутизмом. Отсутствие шаблонов и умение воображать самые удивительные миры – их отличительная черта, считает руководитель инклюзивного проекта «Дети Ау» Альбина Нафигова, под чьим кураторством дети с расстройством аутистического спектра (РАС) занимаются анимацией на базе казанской школы №1. Она рассказала порталу KZN.RU, как ученики с аутизмом могут раскрыться в творчестве, почему им необходим индивидуальный подход и как при этом сохранить командный дух в рабочем процессе.
«У людей с аутизмом много потенциала именно в креативных индустриях»
Проект начался еще в 2020 году, планировалось, что он поможет детям с РАС найти себя в творческой среде, вспоминает Альбина Нафигова. Площадкой для бесплатной экспериментальной студии стала школа №1, где учащиеся с аутизмом уже давно занимаются в обычных классах. Но одно дело – уроки, где есть правила и оценки, а другое – творческий процесс, в котором дети объединяются в совместной работе. «Дети постоянно рисовали, и было понятно, что это должно во что-то выливаться. Сначала появилась выставка, потом возникла идея оживить рисунки, затем захотелось все это оцифровать», – рассказала куратор проекта.
По своей натуре дети с РАС – визуалы, и в создании оригинальных визуальных продуктов они проявляют себя особенно успешно, обращает внимание А.Нафигова. При этом творческая атмосфера позволяет ребятам с аутизмом не испытывать дефицита в общении. «Чтобы ребенок с особенностями стал самостоятельной личностью, нужно помочь ему. У людей с аутизмом много потенциала именно в креативных индустриях, – уверена А.Нафигова. – Мир у них очень богатый, они смелые, не мыслят шаблонами. Притом творческие специалисты сами по себе очень креативны и принимают какие-то особенности других гораздо проще».
Анимацией дети с РАС стали заниматься в студии в позапрошлом году. В разном составе это искусство осваивали в среднем до 10 детей – все они учащиеся школы №1 в возрасте от 7 до 14 лет. За полгода работы они создали 50 анимационных эпизодов разной продолжительности.
«Кинопоказ – это такая же важная часть процесса, как и созидание»
Творческий процесс начинается с продумывания сюжета. Некоторые ребята приходят на занятия уже со своими заготовками. При работе с ребенком учитываются его предпочтения и навыки. Далее ведется проработка героев и других деталей.
Когда все подготовлено, то в ход идут бумага, пластилин, краски, карандаши и, конечно же, станки – мини-студии, где развернется сам мультфильм. «Это специальные приспособления, похожие на аквариум без стекол», – объясняет куратор проекта. На станках предусмотрен как вертикальный, так и горизонтальный фон. Также есть возможность разместить осветительные приборы и снять все происходящее с разных ракурсов, например, с камеры или телефона.
«Когда дети осваивали фазы движения, то они из кусочков бумаги делали человечка. Им говорили: вот, например, голова, она занимает такую-то часть тела. Руки дети делали из трех сегментов, чтобы воссоздать человеческую анатомию – плечо, предплечье и кисть. То же самое с ногой. Ребятам объясняли, что чем более раздробленные сегменты, тем веселее будут танцы, поскольку по-разному можно согнуть ногу», – делится А.Нафигова.
На более поздних этапах работы, куда входит монтаж, детям с РАС помогают учителя или тьюторы. И такая командная работа оказалась успешной: кто-то один может взять на себя проработку фонов, а другой – создание героев.
Но анимация, как и любой другой кинопродукт, заканчивается не на столе у монтажера, конечная точка – это зритель, объясняет спикер, поэтому был организован премьерный показ мультфильма и фильма о проекте. «Кинопоказ – это такая же важная часть процесса, как и созидание. Зритель дает отклик, а творчество детей с РАС показывает их внутренний мир на визуальном языке, понятном без слов. Для ребят с РАС, не имеющих навыка публичности, отстраненных от новых контактов, людей, обстоятельств, такие мероприятия тоже нужны», – считает А.Нафигова.
«Дети могут достаточно зрело воспроизводить образы из своих фантазий»
Как отмечает куратор проекта, при подборе учителей важным фактором стал не столько педагогический опыт, сколько уровень их мастерства. «Обычно в педагогике все идет от простого к сложному. Но у детей, занимающихся в нашей студии, немножко другой склад мышления, им легче воспринимать образы целиком, чем какие-то детали, – поясняет спикер. – Они могут достаточно зрело воспроизводить образы из своих фантазий, если им помочь освоить технические процессы – монтаж или съемку. После этого у них запускается продуктивный творческий процесс».
В работе с детьми с аутизмом требуется индивидуальный подход, особое внимание уделяется мотивации, не получится дать одно задание на всех. «Они не рисуют плохо или хорошо, скорее, рисуют или не рисуют в принципе. У каждого должно быть что-то очень свое. Например, когда они все рисовали собаку, то каждый изобразил ее по-разному, хотя у них был образец. Кто-то нарисовал далматинца, у кого-то получилась такса», – отметила куратор проекта.
Даже если у ребят похожее задание, у каждого получается своя история, ведь детям нужно не только слепить, нарисовать персонажей и снять их, но и привести героев в движение. «Например, одна девочка от природы великолепно чувствует фазу, когда распускается листочек, с него скатывается капелька, получается идеальное гладкое движение. У другого ребенка хорошо получались животные, птицы, но само движение немного отрывистое, хотя в этом есть авторская стилистика», – вспоминает А.Нафигова.
По ее словам, ближайшая задача студии – собрать все работы в единый цикл. Анимационное направление стало одним из самых ярких и продуктивных, и его планируют развивать. Помимо анимации в рамках проекта ребята знакомятся с миром кино, музыки, изобразительного искусства.