Найти тему
Дети 90-х

Как побороть страх

Парень шёл с контрабандной чёрной икрой в сумке мимо таможенников и первый раз испытал чувство настоящего страха. Глубинного, неподдельного. Он не знал, какое наказание грозило за подобное мероприятие, но что-то подсказывало, что нешуточное. Молодой человек скрипел зубами, обливался потом, источал флюиды ужаса, но как на Голгофу упорно брёл по коридору прямо в лапы надзирающих мужчин и милиционеров, неся свой крест в полиэтиленовом пакете – банку чёрной икры.

С каждым шагом ему всё больше казалось, что все взоры таможни обращены на него. Он впервые испытал то, что заставляет человека с чувством страха выделяться из общей толпы. На этом явлении построены все полиграфы, методика работы ГАИ-шников и милиционеров – по ряду внешних признаков отличать человека, заметно нервничающего, среди всей массы людей. Собственно, и делать-то ничего не надо – найди в толпе человека, который ведёт себя неестественно, не как все, отличается от других, совершает наигранные действия, и будь уверен – что-то с ним не то, что-то он скрывает. О, какое это подлое чувство – чувство страха! Именно оно заставляет адреналин бежать по Вашим венам, учащает сердцебиение, заставляет трястись конечности и расслабляет кишечник. Не будь его, насколько легче бы жилось человечеству! Но где взять лекарство от боязни? Где найти этот «метапроптизол», придуманный Вайнерами… Детально изучая явление страха, физические процессы при нём, можно попытаться даже им управлять и добиться определённых результатов. Но не будь страха, было бы человечество?

Страх — это древнейшая эмоция, являющаяся частью инстинкта самосохранения, повышающая шансы организма на выживание, и мозговые структуры, ответственные за неё, находятся в самых старых, центральных областях головного мозга, в лимбической системе. Информация, поступающая через органы чувств в кору головного мозга, маркируется как опасная и инстинктивно запускается механизм страха, который заставляет надпочечники выбрасывать большое количество адреналина, приводящего одних людей к полному безволию и параличу, других наоборот к повышенной активности. Кроме того, активизируется нервная система, обостряются зрение и слух, мозг начинает работать быстрее. Когда механизм страха запущен, остановить его принудительно практически невозможно. Чтобы обмануть полиграф, надо долгие годы по особым методикам тренировать управление работой внутренних органов и адреналином, что простым среднестатистическим людям недоступно. Исследуя эту проблему можно задуматься – а может страх надо перехватывать не более ранних стадиях его возникновения, например, заблокировать органы чувств. Закрыть глаза, уши, заткнуть нос, как портал проникновения страха? Может помочь, но по понятным причинам в определённых ситуациях неприменимо. Хорошо, идём дальше. Почему мозг маркирует то или иное событие, как опасное и идентифицирует его как катализатор страха?

Ну вот чем отличается событие, будь в пакете того парня, скажем к примеру, трёхкилограммовая гантель, а не банка чёрной икры? По весу они абсолютно идентичны, по объёму примерно похожи… Но как будет различаться для нашего объекта исследования поход на Голгофу с банкой икры мимо злых надзирателей и лёгкая пробежка по трапу с гантелей, мимо добрых улыбчивых мужчин? Во втором случае, он бы даже не заметил, не обратил на этот случай внимание, первый же навсегда врезался ему в память. Потому что страх активизирует особые центры и навсегда записывает туда опасную информацию. Так… физически пакет с гантелью и пакет с банкой, как и движение с ними никак не различаются. Где же разница? Почему в первом случае человека поглощало это противное чувство, а во втором он шёл бы легко, припеваючи и даже не обратил бы на него внимание? Что отвечает за маркировку опасного и неопасного, плохого и хорошего? Ответ прост – это опыт и знания в коре головного мозга. Именно они и являются маркёром для хорошего и плохого, и фильтром – запустить страх или пропустить и оставить всё как есть, своего рода «привратник».

Если бы тот парень жил на острове, где добыча икры является обычным повседневным делом и таскал такие банки каждый день тоннами, то для «привратника» эта рутинная ситуация не была бы чем-то особенным, он как спящий вахтёр глянул на тебя одним глазом и продолжил бы дремать, прикрывшись вчерашней газеткой. Но как только возникает совпадения события с неким знанием или воспоминанием, так или иначе связанным с опасностью, включается сирена, загораются прожекторы со всех сторон и добрый спящий дедушка-вахтёр тут же превращается в самого злобного надзирателя в зоне строго режима, один взгляд на которого вызывает судороги.

Единственным инструментом, который действительно может помочь тихонько проскочить спящего привратника – это теория нейтральности. Тренировка в себе полного пофигизма. Как только ты осознаешь, что все события в этой жизни абсолютно нейтральны и только мы сами окрашиваем их в тот или иной цвет, тогда это понимание становится снотворным для вахтёра. Остаётся только просачивающиеся капли адреналина контролировать холодным рассудком. После чего ты приобретаешь новый опыт - опыт обмана привратника и нейтральное отношение к событию. Вот почему так спокойны опытные рецидивисты в своих разговорах с органами и так легко расколоть первохода, которого и раскалывать-то не надо, он сам себя сдаст с потрохами.а