Найти тему
forceuser

"Сказания о Джедаях", обзор антологии

Оглавление

Какого-то восторга "Сказания о Джедаях" у меня не вызвали, хотя определённые интересные мотивы я в них нашёл. Предисловия к столь коротким произведениям излишни, поэтому перейду к сути.

Арка Асоки

В целом очень необязательные короткометражки, которые выглядят как миллионное признание в любви к Асоке от её создателя Дэйва Филони. Ощущение, что Дэйв собирается "экранизировать" полную жизнь Асоки от и до. Фанатам персонажа, наверное, это нравится, мной же Асока всегда воспринималась как вспомогательный персонаж, и потому все сюжеты, где она занимает центральную роль, мне малоинтересны.

Асока. Сага. Рассвет.
Асока. Сага. Рассвет.

Ложку дёгтя добавляет трейлер к антологии, посмотрев который можно иметь абсолютно полное представление о трёх сериях про Асоку. Наверное, зря я его посмотрел... Конечно, предсказуемость можно было бы нивелировать какими-то доселе невиданными гранями характера Асоки, но их не было. По сути, конкретно характеру Асоки посвящена одна серия из трёх, и в ней Тано проявляет ту часть характера, о которой мы и так знаем.

Кратко по сериям.

"Жизнь и смерть" повествует об обычаях племени тогрут, в котором родилась Асока. В принципе здесь Филони показывает давно известный мотив Джорджа Лукаса о единении с живой природой. Антураж у серии красочный, и в целом эпизод производит милое впечатление. Разве что фраза "Асока – Джедай" в финале была лишней, потому что это и так понятно. Немногословность часто лучше, чем проговаривание вслух очевидных вещей.

Как приручить саблезубого тигра.
Как приручить саблезубого тигра.

"Тренировки ведут к совершенству" как эпизод антологии нужен лишь для того, чтобы подвести к финалу "Войн клонов" и как-то объяснить, почему Асока так мастерски отражала бластерные выстрелы десятков клонов. Опять-таки уже на этапе трейлера была ясно, к чему показана эта тренировка с клонами. И вновь я считаю финальные кадры и финальную фразу лишними, ибо они делают нелаконичной всю серию.

"Решимость" обнажает ту черту характера Асоки, которая была в ней вообще всегда (спойлер: решимость). При чём эта черта демонстрировалась, пожалуй, чаще остальных, ибо чего только стоит непростое решение оставить Орден Джедаев. В то же время, несмотря на банальность и ненужность эпизода, он отчасти обнажает предназначение Джедаев и иллюстрирует мысль, что от судьбы не уйти. Это хотя бы осмысленно.

Майор Гром: Чумной доктор
Майор Гром: Чумной доктор

Схватка с Инквизитором отчасти напомнила сражение Мола и Кеноби в "Повстанцах", только там был гигантский бэкграунд обоих героев и многолетний конфликт, ну а здесь просто слишком крутая Асока в две секунды победила круто выглядящего, но недостаточно мощного (как оказалось) Инквизитора, хотя его внешний вид и голос внушали обратное.

Арка Дуку

Более осмысленная с точки зрения раскрытия характера уже известного героя арка, хотя, как по мне, потенциал был выше. Оказывается, Дуку можно представить куда более сложным героем, чем он был в Эпизодах саги и "Войнах клонов", настолько сложным, что ему мало трёх короткометражек. В этой связи крайне странным лично мне кажется решение не показывать момент перехода Дуку под покровительство Палпатина.

И, как всегда, двое их - учитель и ученик...
И, как всегда, двое их - учитель и ученик...

"Справедливость", пожалуй, наиболее удачная серия всей антологии за счёт простоты сюжета и грамотного раскрытия характеров. Кульминационная и определяющая часть серии – та, где Дуку начинает душить сенатора, а Квай-Гон Джинн пытается спасти ему жизнь, освободив ребёнка. В общем-то вот она, разница двух Джедаев: один использует силовой метод решения проблемы, другой же взывает к лучшим чувствам внутри человека. Подход Дуку лишь внешне кажется справедливым, но это если не думать о последствиях, ибо как смерть сенатора выправит положение ополчившегося на него народа? И потому Дуку совершает не справедливость, а месть. Наверное, в этот момент от и встаёт на путь Ситха, не осознавая ещё этого. Удушающий приём как бы символизирует.

Квай-Гон же как раз пытается исправить ситуацию, спасая сына сенатора, который, в свою очередь, взывает к совести отца. И в таком раскладе у сенатора есть шанс на искупление, если не ради народа, то хотя бы ради своего сына. Мне кажется, важность этого сюжета в том, что таким образом Квай-Гон является соломинкой для Дуку оставаться на Светлой стороне, потому что в этот самый момент он фактически спасает душу Дуку от падения. Посему гибель Джинна, по сути, завершает окончательный переход Дуку на Тёмную сторону Силы, но об этом ниже.

Имперского марша на фоне только не хватало.
Имперского марша на фоне только не хватало.

"Выбор" с точки зрения сюжета вторичен к "Справедливости", но здесь опять-таки важна не история, а взаимодействие героев, в данном случае – Дуку и Мейса Винду. Между персонажами очевидны противоречия, которые хоть и не приводят к какому-то открытому конфликту, то всё же оставляют эдакое послевкусие соперничества и неприязни. Мейс слишком полагается на протокол, и этим он представляет из себя полную противоположность Квай-Гону, который доверял в первую очередь своим инстинктам и, тем самым, вызывал уважение Дуку. Винду в этом эпизоде олицетворяет собой весь Орден Джедаев, т.е. искусный во владении световым мечом, но слишком неповоротливый в плане принимаемых решений и не могущий должным образом реагировать на происходящее в Галактике.

Собственно, по итогу первые две серии этой арки рисуют картину, в которой Дуку предрасположен к своему падавану Квай-Гону и противопоставлен Мейсу Винду и всему Совету Джедаев. Это приводит к кульминации в третьей серии этой истории.

К слову, Мейс Винду - отличный кандидат на сольную арку!
К слову, Мейс Винду - отличный кандидат на сольную арку!

В "Лорде Ситхов" показаны последствия смерти Квай-Гона лично для Дуку. Очень важен эпизод с переживаниями графа у древа Силы. По сути, погиб единственный человек, который мог бы спасти (и уже спасал) душу Дуку. И хотя к концу серии падший Джедай уже был по власти Дарта Сидиуса, думаю, что окончательный переход на Тёмную сторону Силы Дуку совершил в момент хладнокровного убийства Йаддль, ибо рядом не оказалось того самого падавана, кто смог бы его остановить. В этой серии, конечно, вызывает вопросы поведение самой Йаддль, которая вместо того, чтобы незамедлительно звать на помощь всех находящихся поблизости Джедаев, решает в одиночку справиться с двумя Ситхами, но таковы уж условности жанра. С другой стороны, это олицетворяет джедайскую самонадеянность и иллюстрирует её последствия.

В целом это хорошая арка о становлении Дуку как Ситха, после которой хочется ещё истории про этого героя.

Бета-версия дуэли с Йодой.
Бета-версия дуэли с Йодой.

Смысл показа в данной антологии именно Асоки и именно Дуку, как я думаю, в противопоставлении этих двух решительных форсъюзеров, оба из которых отступили от привычных джедайских учений и при этом потеряли близкого им человека. Только вот Дуку это привело на Тёмную сторону Силы, а Асока осталась верной себе и свои принципам, в конечном итоге не отступив от света, а, напротив, вернувшись к нему. Поэтично.

Сама же антология имеет больше потенциала в дальнейшем по сравнению с тем, что есть сейчас. Однозначно удалась музыка, композитор Кевин Кайнер повторяет свой мастерпис в мажорных тонах из финала «Войн клонов». К сожалению, Дэйв Филони не обошёлся без ретконов и оставленных вопросов (например, почему во второй серии арки Асоки у Кеноби длинные волосы, если действие происходит уже во время войн клонов?), но такой уж он – этот загадочный человек в шляпе, не читающий книги единого канона.

Дэйв Филони как символ "Звёздных войн".
Дэйв Филони как символ "Звёздных войн".

Я надеюсь на второй сезон и истории прочих Джедаев. Без этого вышедший проект наполовину выглядит ненужным. Но, повторюсь, на другую половину он прекрасен.