Какого-то восторга "Сказания о Джедаях" у меня не вызвали, хотя определённые интересные мотивы я в них нашёл. Предисловия к столь коротким произведениям излишни, поэтому перейду к сути.
Арка Асоки
В целом очень необязательные короткометражки, которые выглядят как миллионное признание в любви к Асоке от её создателя Дэйва Филони. Ощущение, что Дэйв собирается "экранизировать" полную жизнь Асоки от и до. Фанатам персонажа, наверное, это нравится, мной же Асока всегда воспринималась как вспомогательный персонаж, и потому все сюжеты, где она занимает центральную роль, мне малоинтересны.
Ложку дёгтя добавляет трейлер к антологии, посмотрев который можно иметь абсолютно полное представление о трёх сериях про Асоку. Наверное, зря я его посмотрел... Конечно, предсказуемость можно было бы нивелировать какими-то доселе невиданными гранями характера Асоки, но их не было. По сути, конкретно характеру Асоки посвящена одна серия из трёх, и в ней Тано проявляет ту часть характера, о которой мы и так знаем.
Кратко по сериям.
"Жизнь и смерть" повествует об обычаях племени тогрут, в котором родилась Асока. В принципе здесь Филони показывает давно известный мотив Джорджа Лукаса о единении с живой природой. Антураж у серии красочный, и в целом эпизод производит милое впечатление. Разве что фраза "Асока – Джедай" в финале была лишней, потому что это и так понятно. Немногословность часто лучше, чем проговаривание вслух очевидных вещей.
"Тренировки ведут к совершенству" как эпизод антологии нужен лишь для того, чтобы подвести к финалу "Войн клонов" и как-то объяснить, почему Асока так мастерски отражала бластерные выстрелы десятков клонов. Опять-таки уже на этапе трейлера была ясно, к чему показана эта тренировка с клонами. И вновь я считаю финальные кадры и финальную фразу лишними, ибо они делают нелаконичной всю серию.
"Решимость" обнажает ту черту характера Асоки, которая была в ней вообще всегда (спойлер: решимость). При чём эта черта демонстрировалась, пожалуй, чаще остальных, ибо чего только стоит непростое решение оставить Орден Джедаев. В то же время, несмотря на банальность и ненужность эпизода, он отчасти обнажает предназначение Джедаев и иллюстрирует мысль, что от судьбы не уйти. Это хотя бы осмысленно.
Схватка с Инквизитором отчасти напомнила сражение Мола и Кеноби в "Повстанцах", только там был гигантский бэкграунд обоих героев и многолетний конфликт, ну а здесь просто слишком крутая Асока в две секунды победила круто выглядящего, но недостаточно мощного (как оказалось) Инквизитора, хотя его внешний вид и голос внушали обратное.
Арка Дуку
Более осмысленная с точки зрения раскрытия характера уже известного героя арка, хотя, как по мне, потенциал был выше. Оказывается, Дуку можно представить куда более сложным героем, чем он был в Эпизодах саги и "Войнах клонов", настолько сложным, что ему мало трёх короткометражек. В этой связи крайне странным лично мне кажется решение не показывать момент перехода Дуку под покровительство Палпатина.
"Справедливость", пожалуй, наиболее удачная серия всей антологии за счёт простоты сюжета и грамотного раскрытия характеров. Кульминационная и определяющая часть серии – та, где Дуку начинает душить сенатора, а Квай-Гон Джинн пытается спасти ему жизнь, освободив ребёнка. В общем-то вот она, разница двух Джедаев: один использует силовой метод решения проблемы, другой же взывает к лучшим чувствам внутри человека. Подход Дуку лишь внешне кажется справедливым, но это если не думать о последствиях, ибо как смерть сенатора выправит положение ополчившегося на него народа? И потому Дуку совершает не справедливость, а месть. Наверное, в этот момент от и встаёт на путь Ситха, не осознавая ещё этого. Удушающий приём как бы символизирует.
Квай-Гон же как раз пытается исправить ситуацию, спасая сына сенатора, который, в свою очередь, взывает к совести отца. И в таком раскладе у сенатора есть шанс на искупление, если не ради народа, то хотя бы ради своего сына. Мне кажется, важность этого сюжета в том, что таким образом Квай-Гон является соломинкой для Дуку оставаться на Светлой стороне, потому что в этот самый момент он фактически спасает душу Дуку от падения. Посему гибель Джинна, по сути, завершает окончательный переход Дуку на Тёмную сторону Силы, но об этом ниже.
"Выбор" с точки зрения сюжета вторичен к "Справедливости", но здесь опять-таки важна не история, а взаимодействие героев, в данном случае – Дуку и Мейса Винду. Между персонажами очевидны противоречия, которые хоть и не приводят к какому-то открытому конфликту, то всё же оставляют эдакое послевкусие соперничества и неприязни. Мейс слишком полагается на протокол, и этим он представляет из себя полную противоположность Квай-Гону, который доверял в первую очередь своим инстинктам и, тем самым, вызывал уважение Дуку. Винду в этом эпизоде олицетворяет собой весь Орден Джедаев, т.е. искусный во владении световым мечом, но слишком неповоротливый в плане принимаемых решений и не могущий должным образом реагировать на происходящее в Галактике.
Собственно, по итогу первые две серии этой арки рисуют картину, в которой Дуку предрасположен к своему падавану Квай-Гону и противопоставлен Мейсу Винду и всему Совету Джедаев. Это приводит к кульминации в третьей серии этой истории.
В "Лорде Ситхов" показаны последствия смерти Квай-Гона лично для Дуку. Очень важен эпизод с переживаниями графа у древа Силы. По сути, погиб единственный человек, который мог бы спасти (и уже спасал) душу Дуку. И хотя к концу серии падший Джедай уже был по власти Дарта Сидиуса, думаю, что окончательный переход на Тёмную сторону Силы Дуку совершил в момент хладнокровного убийства Йаддль, ибо рядом не оказалось того самого падавана, кто смог бы его остановить. В этой серии, конечно, вызывает вопросы поведение самой Йаддль, которая вместо того, чтобы незамедлительно звать на помощь всех находящихся поблизости Джедаев, решает в одиночку справиться с двумя Ситхами, но таковы уж условности жанра. С другой стороны, это олицетворяет джедайскую самонадеянность и иллюстрирует её последствия.
В целом это хорошая арка о становлении Дуку как Ситха, после которой хочется ещё истории про этого героя.
Смысл показа в данной антологии именно Асоки и именно Дуку, как я думаю, в противопоставлении этих двух решительных форсъюзеров, оба из которых отступили от привычных джедайских учений и при этом потеряли близкого им человека. Только вот Дуку это привело на Тёмную сторону Силы, а Асока осталась верной себе и свои принципам, в конечном итоге не отступив от света, а, напротив, вернувшись к нему. Поэтично.
Сама же антология имеет больше потенциала в дальнейшем по сравнению с тем, что есть сейчас. Однозначно удалась музыка, композитор Кевин Кайнер повторяет свой мастерпис в мажорных тонах из финала «Войн клонов». К сожалению, Дэйв Филони не обошёлся без ретконов и оставленных вопросов (например, почему во второй серии арки Асоки у Кеноби длинные волосы, если действие происходит уже во время войн клонов?), но такой уж он – этот загадочный человек в шляпе, не читающий книги единого канона.
Я надеюсь на второй сезон и истории прочих Джедаев. Без этого вышедший проект наполовину выглядит ненужным. Но, повторюсь, на другую половину он прекрасен.