Илья Ефимович Репин стал классиком еще при жизни. Он сумел добиться успеха, даже не успев закончить Академию художеств. «Бурлаки на волге» - одна из первых крупных картин, написанная еще студентом, сразу же приковала общественное внимание и стала событием в мире живописи. Однако случались у Репина и творческие неудачи. Иногда живописцу могло изменить мастерство, иногда критика была предвзятой.
Картина «Садко» была привезена из пенсионерской поездки художником как отчетная работа. Художник закончил Академию с большой золотой медалью, что давало в том числе право на пенсионерскую поездку за границу, по сути оплачиваемую Академией стажировку в Европе. Картина «Садко» была жестко раскритикована современниками. Некоторые даже презрительно называли ее аквариумом. Претензии были не к качеству исполнения, а к «безыдейности». Люди ждали драмы, а вместо этого - сказка. «Либеральная» и «передовая» общественность моглатакже посчитать патриотический сюжет «верноподданническим» : Садко не обращает внимание на европейских красавиц, а сам делает выбор в пользу невзрачной Чернавы, символизировавшей Россию.
Не оценила публика и царевну Софью. При этом для картины художник провел самое подробное исследование, тщательно подобрав детали одежды и интерьера. Выяснил даже то, какой у царевны был цвет глаз. А публика сочла героиню не достаточно привлекательной. Кстати основной моделью была Валентина Семеновна Серова, мать художника Серова, первая российская женщина-композитор и весьма яркая личность. Картину ругали в прессе. Досталось от известного критика Стасова, друга художника.
Современники ценили Репина не только за мастерство изображения, но и за реализм, остросоциальные темы, суровую правду жизни. Он старался избегать излишней «живописности» и считал, что сюжет и идея важнее техники. Однако так было не всегда. Неожиданно для современников он перешел а «стан врагов», стремившихся к искусству ради искусства. Период этот затянулся минимум на долгих 5 лет, но о нем вспоминают крайне редко, потому что творческие эксперименты оказались неудавшимися. Картины выходили одна не удачнее другой. С этим были согласны и критики, и сам художник.
Уход в «чистое искусство» многие друзья-оппозиционеры сочли предательством. Особенно был возмущен критик Стасов. Надо заметить, что сам художник часто был недоволен своей работой, помногу раз переписывал детали, иногда уничтожал то, над чем трудился долгое время. Самые неудачные со своей точки зрения работы Репин просто уничтожал или закрашивал. Из того, что уцелело, многие самой неудачной считали картину «Отойди от меня, Сатана». Из воспоминаний К. И. Чуковского: «Порвав со Стасовым, он взялся за картину “Отойди от меня, сатана!” — и эта картина оказалась до такой степени неудачной и слабой, что, по выражению его ученицы Веревкиной, “хотелось рыдать над этим изуродованным, когда-то изумительным холстом”.
Именно со стороны эстетической эта картина является его величайшим провалом. Между тем она создавалась в то время, когда он громче всего славословил чистую пластику, чистую форму. В этот наиболее “эстетический” период своего бытия он произвел еще дюжину таких же слабых и посредственных вещей, которые, по единодушному признанию критики, принадлежат к самым неудачным созданиям репинской кисти (“Царская охота”, “Дон Жуан”, “Встреча Данте с Беатриче”, “Гефсиманская ночь”, “Венчание”)… Любопытно, что в тот краткий период, когда он декларировал приверженность к чистой эстетике, отказ от каких бы то ни было социальных тенденций, он сам чувствовал, что как художник он сделался слабее, чем когда бы то ни было…
В этот период упадка он, как мы видели, увлекся религиозною живописью и начал писать картину «Отойди от меня, сатана!» Картина не давалась ему. Что сделать, чтобы она вышла возможно удачнее? Художник Поленов посоветовал ему верное средство:
— Ты должен хорошо помолиться, прежде чем возьмешься за кисть. Нельзя браться за религиозный сюжет без поста и молитвы.
— И я послушался, — рассказывал Репин впоследствии. — Пишу и молюсь. Пишу и молюсь. И пост соблюдаю строгий.
— И что же?
Он засмеялся и ничего не ответил. Пауза длилась не меньше минуты. Потом он вздохнул и удрученно сказал:
— Такая дрянь вышла!»
Картина посвящена библейскому сюжету. Из Евангелия от Матфея:
Опять берет Его диавол на весьма
высокую гору и показывает Ему все
царства мира и славу их, и говорит
Ему:
всё это дам Тебе, если, пав,
поклонишься мне. Тогда Иисус
говорит ему: Отойди от Меня, сатана,
ибо написано: Господу Богу твоему
поклоняйся и Ему одному служи.
Хотя и сам Репин считал картину неудачной, он возвращался к этой теме не раз, и другие работы по стилю похожи.
Далеко не всегда были довольны и заказчики портретов. Правда, не все говорили об этом открыто. Княгиня Тенишева, которая была известной меценаткой и хорошо знала Репина, отзывалась о нем совсем не лестно.
«Писал он и рисовал меня чуть ли не шесть или семь раз, мучил без конца, а портреты выходили один хуже другого, и каждый раз из-за них у меня бывали неприятности с мужем: он их просто видеть не мог. Кроме того, наскучили мне репинские неискренность и льстивость, наскучила эта манера как-то хитренько подмазаться к заказу, причем он вначале всегда делал вид, что ему только вас и хочется написать: "Вот так... Как хорошо... Какая красивая поза..." Потом я сделалась "богиней", "Юноной", а там, глядишь, приходится платить тысячи и тысячи, а с "богини" написан не образ, а грубая карикатура… Затеял он как-то писать меня в черном домашнем платье, шерстяной юбке и шелковой кофточке, и к этому более чем скромному туалету он непременно захотел прилепить мне на шею пять рядов крупного жемчуга. Как я ни отговаривалась, ни противилась, он настоял на своем. В руках у меня была тетрадь романсов Чайковского. Так же как у Тарханова на портрете торчал дешевый пузатый графин со стаканом, представляющие атрибуты лектора, так и я была изображена с атрибутами певицы. Подобная иллюстрация указывает каждому без ошибки, к какому цеху принадлежит заказчик портрета.
Но все бы это ничего - портрет выходил довольно удачный, свежий по краскам. Красноватый лоскут старинной материи на фоне хорошо гармонировал с цветом лица, платья и жемчуга, и, к счастью, обложка романсов Чайковского была едва выписана, и на ней не красовалось имя издателя и адрес. Но вот беда, работа портрета была как-то прервана по случаю моего отъезда, и в мое отсутствие Репин, убоявшись, вероятно, цветистого тона, намазал вместо него прочную штукатурную стену коричневого колера… Потом портрет был мне любезно предоставлен взамен пяти тысяч рублей. С мужем у меня опять из-за него вышла история. Он не на шутку рассердился и за деньги, и за неудовлетворительную вещь». В конце концов, когда Репин в очередной раз написал не устраивающий Тенишеву портрет, она отказалась его выкупать. Она дважды отсылала его назад. Позже картина выставлялась под названием «Повелительница».
Сама княгиня находила удовлетворительным только один портрет, на котором она стоит спиной к зрителю.
Как видим, творческие неудачи случались и у гениев.
#картина #живопись #искусство #художник #история