Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Особенности самоотношения женщин молодого возраста с разным уровнем эмоционального интеллекта

Аннотация

В данной статье раскрываются такие понятия как самоотношение и эмоциональный интеллект. Проводиться анализ предыдущих исследований эмоционального интеллекта и самоотношения. Эмпирически выявлен уровень развития эмоционального интеллекта и особенности самоотношения женщин молодого возраста у женщин молодого возраста. С этой целью была проведена оценка уровня эмоционального интеллекта и самоотношения среди 60 женщин молодого возраста в возрасте 20-35 лет. Эмпирически выявлена специфика влияния уровня эмоционального интеллекта на особенности самоотношения у женщин молодого возраста. Предложена программа коррекции для женщин с низким уровнем самоотношения.

Аnnotation

This article reveals such concepts as self-attitude and emotional intelligence.
Empirically revealed the level of development of emotional intelligence and features of self-attitude of young women For this purpose, an assessment was made of the level of emotional intelligence and self-attitude among 60 young women aged 20-35 years. The specificity of the influence of the level of emotional intelligence on the characteristics of self-attitude in young women has been empirically revealed. A correction program for women with a low level of self-relationship is proposed.

Ключевые слова

Эмоциональный интеллект, самоотношение, уровни эмоционального интеллекта, объективное самоотношение, психодинамика.

Keywords

Emotional intelligence, self-attitude, levels of emotional intelligence, objective self-attitude, psychodynamics.

Авторы

Веселкова Ю.А. Магистр психологии

Киселева Е.Н. канд.психол.н., научный руководитель

Московский Институт Психоанализа

Особенности самоотношения женщин молодого возраста с разным уровнем эмоционального интеллекта

Современная ситуация кризисного состояния различных сфер жизни делает все более востребованными такие характеристики конкурентоспособного индивида, как успешность, мобильность, гибкость в принятии решений и др. Часто данные характеристики являются следствием положительного (или позитивного) самоотношения личности, которое является социально одобряемым феноменом. Возможность некоторых индивидов поддерживать и моделировать собственное позитивное самоотношение находится в определенной взаимосвязи с особенностями их эмоциональной сферы личности[1]. Эмоционально нестабильный, тревожный человек может пересмотреть отношение к себе, потерять веру в собственные силы, что в свою очередь, возможно, станет причиной потери работы, разрушения семейных отношений или других нежелательных последствий[2].

Проблему самоотношения исследовали и такие ученые, как Б. Ананьев, И. Кон, А. Леонтьев, В. Мясищев, В. Столин, К. Роджерс, С. Рубинштейн, Д. Узнадзе, И. Чеснокова, Д. Эльконин. Их труды сделали весомый вклад в разработку основных теоретических положений проблемы самоотношения личности.

Самоотношение как сложная многоуровневая эмоционально-ценностная система проходит в онтогенезе определенные этапы развития на основе активного усвоения информации о собственном «Я», интегрируя и иерархизируя ее, увеличивая меру самореализованности субъектности личности. Как единство когнитивного, эмоционального, оценочного аспектов восприятия личностью самой себя, самоотношение становится центральным компонентом Я-концепции. При этом многие авторы отмечают, что каждый из подходов, не раскрывает понятие самоотношения полностью, поэтому для того, чтобы иметь полное представление о данном понятии важно изучать его в рамках нескольких подходов.

Анализ научных публикаций показывает и широкий спектр исследований проблематики эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект хотя и является относительно новым понятием в психологии, однако проблема «аффекта» и «интеллекта» прослеживается еще в философской мысли (Платон и Аристотель, Спиноза и Декарт и др.). Взаимовлияние когнитивных и эмоциональных процессов оказались в центре внимания исследователей только в середине XX в. Значительное количество зарубежных исследователей занималась решением проблемы эмоционального интеллекта (Дж. Майер, Д. Карузо, Д. Гоулман, Г. Орме, Д. Слайтер, X. Вейсингер, Р. Стернберг и др.). Первые теоретические представления об эмоциональном интеллекте как системе процессов понимания и ассимиляции эмоциональной информации, чувств, а также различия и понимания эмоций, эмоциональных состояний, управление эмоциями представлены в трудах П. Саловея и Дж. Майера.

Их концепция эмоционального интеллекта возникла в контексте теории социального интеллекта, которая была разработана Е. Торндайком, Г. Айзенка, Дж. Гилфорду, Д. Векслером и другими специалистами. Изучению эмоционального интеллекта как совокупности факторов, позволяющих личности чувствовать, воздерживаться от фрустрации, регулировать настроение и мотивировать себя, контролировать импульсивные проявления достигать успеха, посвящены труды Д. Гоулман, который обнаружил связь между эмоциональным интеллектом и социальным успехом. Р. Бар-Он изучал эмоциональный интеллект как совокупность некогнитивных, эмоциональных способностей, личностных и социальных, влияющих на способность человека продуктивно преодолевать давление и требования окружающего мира.

Эмоциональный интеллект стоит рассматривать с точки зрения способностей, характеризующихся пониманием и ассимиляцией эмоциональной информации и чувств, различия и пониманием эмоций и эмоциональных состояний, а также управление эмоциями[3].

Вопрос взаимосвязи самоотношения и эмоционального интеллекта у женщин в отечественной психологии рассматривается чаще всего в рамках изучения академической успешности/неуспешности личности студенческой молодежи, на базе гендерных различий либо в рамках более поздних (зрелость) или ранних (подростковый возраст) возрастных периодов. Тогда как у женщин молодого возраста соотношение данных психологических структурных компонентов личности ранее практически не рассматривалось. Это обусловило направление эмпирического исследования.

Нами было проведено исследование особенностей самоотношения женщин молодого возраста с разным уровнем эмоционального интеллекта. В связи с этим перед нами был поставлен ряд практических задач:

[/url]1. Эмпирически выявить уровень развития эмоционального интеллекта у женщин молодого возраста.

[/url]2. Эмпирически выявить особенности самоотношения женщин молодого возраста.

[/url]3. Выявить значимые взаимосвязи между параметрами эмоционального интеллекта и различными видами самоотношения у женщин молодого возраста.

[/url]4. Разработать, апробировать и выявить эффективность программы коррекции самоотношения женщин молодого возраста с низким уровнем эмоционального интеллекта.

[/url]Гипотеза исследования:

1. [/url]У женщин молодого возраста с разными уровнями эмоционального интеллекта будут наблюдаться статистически значимые отличия в функциональности, самоуважении и концепции «Я» личности.

2. Программа коррекции самоотношения личности повысит функциональность, самоуважение и концепцию «Я» личности, как составляющие самоотношения у женщин молодого возраста с низким уровнем эмоционального интеллекта.

В связи с этим программа исследования включала следующий комплект методик:

● Тест эмоционального интеллекта (ТЭИ) Е.А. Сергиенко

● «Тест-опросник самоотношения» В. В. Столин

● Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеев

● Тест на самоуважение. Методика шкала М. Розенберга

● Тест на самооценку личности: Я-реальное, Я-идеальное. Методика Будасси исследования Я-концепции
[/url]В исследовании приняли участие 60 женщин в возрасте 20-35 лет. Большинство участниц исследования имели на момент исследования возраст 25-30 лет (48,3%), студентки ВУЗов (41,7%), замужем (50%) и имеют детей (58,3%), выросли в неполной семье (56,7%) с братьями/сестрами (66,7%)

[/url]Так, согласно полученным данным, большинство женщин молодого возраста, принявших участие в исследовании, относятся к группе со средним уровнем ЭИ – 50% (30 участниц). Низкий уровень ЭИ выявлен у 38% (23 женщины). Высокий уровень ЭИ выявлен у 12% (7 женщин молодого возраста).

[/url]Большинство женщин молодого возраста, принявших участие в исследовании, относятся к группе со средним уровнем способности «Распознавание (идентификация) эмоций» – 63,3% (38 участниц). Это означает, что для большинства женщин с некоторыми сложностями сопряжена задача определять собственные эмоции по физическому состоянию, чувствам и мыслям, определять эмоции окружающих людей через произведения искусства, мимику, речь, внешний вид, поведение, различать истинные и ложные выражения эмоций.

На следующем этапе исследования был проведен анализ данных, полученных при использовании методики «Тест-опросник самоотношения (ОСО) В.В. Столина» Так, согласно результатам исследования, наибольшая доля женщин молодого возраста имеют значения в пределах нормы по всем шкалам методики.

[/url]Согласно результатам исследования при использовании методики «Опросник исследования самоотношения С.Р. Пантилеева», наибольшая доля женщин молодого возраста имеют значения в пределах нормы по всем шкалам методики. Колебания отклонений от нормы по шкалам в группе женщин молодого возраста представлены на рисунке 4. Большинство опрошенных женщин, согласно результатам, адекватно себя воспринимают и правильно оценивают свое поведение. Низкие значения по шкале «Внутренняя честность (открытость)» выявлены у 35% (21) женщин. Это говорит о глубокой осознанности “Я” у этих женщин, повышенной рефлексивности и критичности, способности не скрывать от себя и других даже неприятную информацию, несмотря на ее значимость.

У женщин с низким уровнем ЭИ наблюдается более низкий уровень интегрального чувства против собственного «Я», более низкий уровень самоуважения, более низкий уровень самоинтереса. У женщин с высоким уровнем ЭИ наблюдается более высокий уровень самоуверенности, самоуважения и самоинтереса.

На следующем этапе нами был проведен анализ данных интерпретирующих особенности самоотношения у женщин молодого возраста с разным уровнем ЭИ, диагностика которого была проведена с помощью методики «Опросник исследования самоотношения С.Р. Пантилеева».

Согласно результатам исследования, наибольшая доля женщин с низким уровнем ЭИ имеют значения в пределах низкого либо среднего уровня по всем шкалам методики. Наибольшая доля женщин с средним уровнем ЭИ имеют значения в пределах среднего уровня по всем шкалам методики. Наибольшая доля женщин с высоким уровнем ЭИ имеют значения в пределах высокого или среднего уровня по всем шкалам методики. Таким образом, можно отметить наличие значимых отличий в уровне самоотношения среди женщин рассматриваемых нами групп.

[/url]Выявлены статистически значимые достоверные отличия между группами женщин молодого возраста с высоким и низким уровнем ЭИ по шкале «Внутренняя честность (открытость)» с его более высоким средним показателем в группе женщин с высоким уровнем ЭИ и более низким показателем в группе женщин с низким уровнем ЭИ; по шкале «Самоуверенность» с его более высоким средним показателем в группе женщин с высоким уровнем ЭИ и более низким показателем в группе женщин с низким уровнем ЭИ; по шкале «Саморуководство» с его более высоким средним показателем в группе женщин с высоким уровнем ЭИ и более низким показателем в группе женщин с низким уровнем ЭИ; по шкале «Отраженное самоотношение» с его более высоким средним показателем в группе женщин с высоким уровнем ЭИ и более низким показателем в группе женщин с низким уровнем ЭИ; по шкале «Самоценность» с его более высоким средним показателем в группе женщин с высоким уровнем ЭИ и более низким показателем в группе женщин с низким уровнем ЭИ; по шкале «Самоценность» с его более высоким средним показателем в группе женщин с высоким уровнем ЭИ и более низким показателем в группе женщин с низким уровнем ЭИ; по шкале «Самопринятие» с его более высоким средним показателем в группе женщин с высоким уровнем ЭИ и более низким показателем в группе женщин с низким уровнем ЭИ, что имело статистически значимые достоверные отличия на уровне р <0,05.Статистически достоверное отличие р на уровне <0,05 между остальными показателями между сравниваемыми группами женщин с низким, средним и высоким уровнями ЭИ нами не выявлено.

Выявлены статистически значимые достоверные отличия между всеми группами женщин молодого возраста по шкале «Самоуважение» с его более высоким средним показателем в группе женщин с высоким уровнем ЭИ, низким показателем в группе женщин с средним уровнем ЭИ и еще более низким показателем в группе женщин с низким уровнем ЭИ, что имело статистически значимые достоверные отличия между группами на уровне р <0,05.

[/url]Анализ показателей самооценки у групп женщин с низким, средним и высоким уровнями ЭИ, полученных при использовании методики «Тест определения самооценки (методика Будасси)», представлен в приложении 7.Статистически достоверное отличие р на уровне <0,05 по коэффициентам самооценки между сравниваемыми группами женщин с низким, средним и высоким уровнями ЭИ не выявлено.

[/url]Между уровнем эмоционального интеллекта и шкалами самоотношения, самоуважения и самооценки среди женщин молодого возраста была выявлена положительная (либо отрицательная) значимая связь.

[/url]Чем ниже уровень ЭИ, тем ниже самопонимание женщины и выше внутренняя конфликтность и неустроенность женщины. Выявлены статистически значимые умеренные положительные связи между умением воспринимать эмоции и самопривязанностью (r=0,379), отрицательные связи между умением воспринимать эмоции и внутренней конфликтностью (r=-0,367), а также с внутренней неустроенностью (r=-0,357).Выявлены статистически значимые умеренные положительные связи между умением женщинами использовать свои эмоции и самопринятием (r=0,379), отрицательные связи между умением женщинами использовать свои эмоции и самообвинением (r=-0,379), а также с аутосимпатией (r=-0,369).

[/url]Выявлены статистически значимые умеренные отрицательные связи между умением женщинами понимать чужие эмоции и внутренней конфликтностью (r=-0,380), а также с самообвинением (r=-0,300). Выявлены статистически значимые умеренные положительные связи между умением женщинами управлять своими и чужими эмоциями и саморуководством (r=0,371), а также с самопониманием (r=0,515).Согласно результатам корреляционного анализа, значимые корреляты которого между шкалами самоотношения самоуважения и самооценки и показателями ЭИ у женщин с средним уровнем ЭИ представлены в таблице 11, выявлены статистически значимые умеренные отрицательные корреляционные связи между общим показателем ЭИ и внутренней конфликтностью (r=-0,580), а также с внутренней неустроенностью (r=-0,325).

[/url]Выявлены статистически значимые умеренные отрицательные связи между умением воспринимать эмоции и внутренней конфликтностью (r=0,407), а также с коэффициентом самооценки по отрицательным качествам (r=-0,320) .Выявлены статистически значимые умеренные положительные связи между умением женщинами управлять своими и чужими эмоциями и саморуководством (r=0,307). Согласно результатам корреляционного анализа, значимые корреляты которого между шкалами самоотношения самоуважения и самооценки и показателями ЭИ у женщин с высоким уровнем ЭИ представлены в таблице 12, выявлены статистически значимые умеренные положительные связи между общим показателем ЭИ и самоуверенностью (r=0,530), отношением других (r=0,530), саморуководством (r=0,530), открытостью (r=0,327), коэффициентом самооценки по положительным качествам(r=0,448), а также значимые тесные положительные связи между общим показателем ЭИ и самопривязанностью (r=0,805). Кроме того, выявлены статистически значимые умеренные отрицательные связи между общим показателем ЭИ и внутренней конфликтностью (r=-0,393), а также самообвинением (r=-0,669). Выявлены статистически значимые умеренные положительные связи между умением воспринимать эмоции и самопривязанностью (r=0,400), самоуважением (r=0,316), а также значимые тесные положительные связи между умением воспринимать эмоции и коэффициентом самооценки по положительным качествам (r=0,746). Кроме того, выявлены статистически значимые умеренные отрицательные связи между умением воспринимать эмоции и коэффициентом самооценки по отрицательным качествам (r=-0,328), а также с аутосимпатией (r=-0,328).

[/url]Выявлены статистически значимые умеренные положительные связи между умением женщинами использовать свои эмоции и самопривязанностью (r=0,400), самоуважением (r=0,316), а также значимые тесные положительные связи между умением воспринимать эмоции и коэффициентом самооценки по положительным качествам (r=0,746). Кроме того, выявлены статистически значимые умеренные отрицательные связи между умением женщинами использовать свои эмоции и внутренней конфликтностью (r=-0,683), аутосимпатией (r=-0,328), а также коэффициентом самооценки по отрицательным качествам (r=-0,328).

[/url]Выявлены статистически значимые умеренные положительные связи между умением женщинами понимать чужие эмоции и интегральным показателем самоотношения, самоуважения, ожидаемого отношения других, самоинтереса, самоуверенности, самопринятия, саморуководства (r=0,306), самопонимания (r=0,408), открытости (r=0,534), самоуважения (r=0,661), а также значимые тесные положительные связи между умением женщинами понимать чужие эмоции и коэффициентом самооценки по положительным качествам (r=0,842). Кроме того, выявлены статистически значимые умеренные отрицательные связи между умением женщинами понимать чужие эмоции и аутосимпатией (r=-0,306), самообвинением (r=-0,306), отраженным самоотношением (r=-0,381), внутренней конфликтностью (r=-0,408), а также коэффициентом самооценки по отрицательным качествам (r=-0,588).

[/url]Выявлены статистически значимые умеренные положительные связи между умением женщинами управлять своими и чужими эмоциями и самопривязанностью (r=0,400), самоуважением (r=0,316), а также значимые тесные положительные связи между умением женщинами понимать чужие эмоции и коэффициентом самооценки по положительным качествам (r=0,746). Кроме того, выявлены статистически значимые умеренные отрицательные связи между умением женщинами управлять своими и чужими эмоциямии внутренней конфликтностью (r=-0,683), аутосимпатией (r=-0,328), а также коэффициентом самооценки по отрицательным качествам (r=-0,328).

[/url]Таким образом, нами были выявлены корреляционные связи между самоотношением, самоуважением, самооценкой и показателями ЭИ у женщин молодого возраста. Чем выше уровень ЭИ, тем в большей степени выявляются связи с составляющими самоотношения женщин молодого возраста показывая при этом более тесные связи между выявляемыми показателями. Кроме того, необходимо отметить, что чем выше уровень ЭИ, тем в большей степени выявляются положительные качественные показатели самоотношения, самоуважения и самооценки у женщин молодого возраста, и, наоборот, чем ниже уровень ЭИ, тем в большей степени проявляются аутосимпатия, внутренняя конфликтность и неустроенность, самообвинение, в меньшей степени проявляются такие составляющие самоотношения как: самоинтерес, самоуверенность, самопринятие, саморуководство, самопонимание и самоценность.

В группе женщин с низким уровнем ЭИ (ЭГ) нами были проведены занятия по разработанной программе коррекции самоотношения и выявлена ее эффективность на основе сравнения динамики уровня самоотношения у женщин с низким уровнем ЭИ и в сравнении с КГ.

Разработана и выявлена эффективность программы коррекции самоотношения женщин молодого возраста с низким уровнем эмоционального интеллекта. С этой целью нами была проведена оценка уровня самоотношения среди женщин с низким уровнем ЭИ (ЭГ) и КГ женщин. В группе женщин с низким уровнем ЭИ нами были проведены занятия по разработанной программе коррекции самоотношения и выявлена ее эффективность на основе сравнения динамики уровня самоотношения у женщин с низким уровнем ЭИ и в сравнении с ГК.

[/url]Таким образом, гипотезы, выдвинутые в начале исследования о том, что у женщин молодого возраста с разными уровнями эмоционального интеллекта будут наблюдаться статистически значимые отличия в функциональности, самоуважении и концепции «Я» личности, а также о том, что программа коррекции самоотношения личности повысит функциональность, самоуважение и концепцию «Я» личности, как составляющие самоотношения у женщин молодого возраста с низким уровнем эмоционального интеллекта полностью нашли свое подтверждение.

Список источников:

1. [/url]Бутовская А.С. Подходы к понятию «самоотношение» // Аллея науки. 2019. Т. 1. № 7 (34). С. 599-603

2. Граблин А.Г. Анализ понятия «самоотношение» в отечественной и зарубежной психологии // Материалы международной студенческой научной конференции. В 5-ти частях. 2019. С. 272-282.

3. Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Методы диагностики эмоционального интеллекта // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 4. С. 106-114.

Веселкова Ю.А. iuliia.veselkova@gmail.com

https://www.b17.ru/veselkova_julia/?prt=456929

Киселева Е.Н.

https://taplink.cc/elenakisselova

Художник Екатерина Белявская http://Beliavskaya.com

Автор: Киселева Елена Николаевна
Психолог, Кандидат психологических наук

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru