Однажды к великому армянскому композитору Александру Спендиаряну пришел гениальный зодчий, академик архитектуры Александр Таманян и передал маленький план какого-то дома. Архитектор и композитор долго сидели над ним. Наконец выбор был сделан, Александр Афанасьевич выбрал квартиру с видом на Арарат. Таманян прекрасно понимал значение для творца величественной панорамы Арарата. "Масис заменяет мне море", - говорил композитор. Это было в 1926 году. Вот так и был выбран этот дом, впоследствии ставший одним из самых интересных и красивых музеев Еревана".
Много лет спустя в 1963 году, уже после смерти композитора, в этом доме на улице Налбандяна, был открыт музей. За год до этого в Правительство Армянской ССР с просьбой о создании музея в квартире отца обратилась дочь композитора Марина Спендиарова.
Дом-музей был открыт в 1967 году, его план спроектировал Николай Буниатян. В год 2750-летия Еревана в палисаднике перед Домом-музеем состоялся первый концерт. Это было 1 ноября, в день рождения Спендиарова. Играл Арно Бабаджанян, Александр Арутюнян рассказал о встрече с композитором, Эдвард Мирзоян и Акоп Вартанян сыграли Perpetuum mobile и "Крунк", Геворк Эмин читал свои новые стихи, выступали капелла под управлением Ованеса Чекиджяна и камерный ансамбль Зарэ Саакянца. Эту замечательную традицию заложил основатель и первый директор Дома-музея, композитор Владилен Бальян.
Владилен Александрович привлек к работе всех, кто знал композитора, или кто видел его хотя бы один раз. Он расспрашивал о нем Мартироса Сарьяна, считавшего Спендиарова своим другом, Арама Хачатуряна, однажды встретившегося с ним и даже показавшего ему свои первые сочинения, Мариэтту Шагинян, хорошо знавшую и бесконечно уважавшую композитора. Дочь Спендиарова Марина Александровна получила возможность многое рассказать, сделать, передать музею бесценные материалы. Владилен Бальян установил тесный контакт и с музеем крымского города Судак - малой родины Спендиаряна и его семьи.
Cегодня в музее представлены документы, фотографии, музыкальные инструменты (в том числе, созданный композитором музыкальный инструмент "Спендиарофон"), личные вещи, относящиеся к жизни и творчеству выдающегося композитора.
Коллекция составляет 1366 единиц. Основу составляют пожертвованные дочерью композитора Мариной Спендиаровой вещи, а также архив композитора, преданный из Музея литературы и искусства им. Егише Чаренца.
Жизнь дочери композитора является отражением целого ряда успехов и сплетенных из противоречий и продиктованных временем трагедий, траектория которой при этом включала самые разные проявления любви, светлого и осознанного оптимизма, воли к жизни, тонкого и доброго юмора. Один из самых значимых фактов этого непростого жизненного пути - 10 лет ссылки и выживание в ГУЛАГе.
Будучи еще студенткой консерватории, она в 1929 году две недели преподавала сыну Сталина английский язык, после чего ей предложили переехать жить к Сталину, в Кремль. Марине, обладавшей великолепным голосом, прочили карьеру оперной звезды, и она не согласилась на это заманчивое предложение. Одиннадцать лет спустя, в 1940 году, ее арестовали… Потом были Лубянка, допросы, обвинения в шпионаже и попытке убийства Сталина… В итоге дочь Спендиарова отсидела 10 лет по 58 статье. После этого Марина не только вернулась к творчеству, но и проявила недюжинную волю в деле сохранения и пополнения творческого наследия своего отца, Александра Спендиарова, и основания его дома-музея в Ереване.
"Всей своей жизнью и творчеством Марина Спендиарова доказала, что оптимистически настроенный и наделенный юмором человек выходит победителем по жизни. Она была именно такой и представляет собой образец достойного и ответственного потомка, который, несмотря на свою насыщенную и яркую жизнь, придавала первостепенную важность делу сохранения и популяризации творческого наследия своего отца - Александра Спендиаряна. Если бы не было Марины, не было бы Дома-музея", - отметила нынешний директор Дома-музея Марине Отарян.
По воспоминаниям дочери и фотографии, сделанной в день смерти композитора, воссоздан кабинет композитора. Организованы две комнаты — "Жизненный путь" (материалы рассказывают о периодах жизни композитора в Крыму, в Москве, в Санкт-Петербурге и в Армении, и характеризуют Спендиаряна не только как композитора, дирижера, педагога, но и активного общественного деятеля); "Творческий путь" (собраны концертные афиши и программы, нотные рукописи и первые издания произведений композитора, на современной технике можно ознакомиться с многожанровыми произведениями композитора, предоставляется возможность попробовать себя в роли дирижёра симфонического оркестра с помощью интерактивной игры "Виртуальный дирижер"). Нажав на кнопку пульта, желающий может проверить свои дирижерские способности. Это очень интересная и познавательная игра. Фактически она помогает лучше узнать великое наследие композитора.
Недавно была создана новая интерактивная программа "По следам композитора". Посетитель музея может с помощью новых технологий виртуально посетить места, связанные с жизнью и творчеством Александра Афанасьевича.
Непременно хочется сказать несколько слов и о самой Марине Отарян. Она стала директором Дома-музея в 1996 году. В то непростое время ей удалось не только сохранить дружный коллектив единомышленников, но и продолжить замечательные традиции, заложенные предшественниками. А еще ценой героических усилий, когда не было света и тепла, а сотрудники работали в неотапливаемых помещениях, Марине удалось не только сберечь бесценные экспонаты, но и проводить мероприятия, организовывать концерты.
"Спендиарян - это феномен нашей духовно-культурной истории, благодаря которому европейские цивилизационные ценности, европейские музыкальные формы вошли в нашу реальность, - отметила М.Отарян. "Он изменил не только наши музыкальные вкусы и представления, но и наше мышление, образ жизни. Подобно тому, как Хачатур Абовян привнес в нашу литературу прогрессивные ценности, Спендиарян в музыке выполнил ту же работу, с той же ответственностью и талантом".
Имя выдающегося армянского композитора и дирижера пользуется широчайшей известностью, а композиции исполняются на лучших сценах мира. Как отмечал сам Cпендиарян, материал для творчества он черпал из народных напевов, армянской поэзии, литературы и истории. Верность традициям армянской народной музыки он сочетал с опытом русской музыкальной классики, создав такие произведения, как "Ереванские этюды" для оркестра и оперу "Алмаст" - одну из вершин армянской оперы и всего армянского музыкального искусства.
Спендиарян написал множество романсов, хоровых сочинений, вокальных произведений с оркестром, инструментальных и оркестровых пьес. Среди последних выделяются две тетради "Крымских эскизов" (1903 и 1912) и симфоническая картина "Три пальмы" (1905).
Автор статьи: специальный корреспондент фонда "Артис Футура" в Армении - Тигран Мирзоян.
Фотографии предоставлены Домом-музеем Александра Спендиарова
Общая редактура - Асмик Чахмахчян