Найти тему
Moustank

Открыл люки и залез в боевой бронекатер БК-433. Показываю, что у него внутри

Этот экспонат Центрального музея Вооружённых сил с детства привлекал меня своей экзотичностью. Танков на выставках Москвы хватает, авиации тоже, бронепоезда — и те есть. А вот флот в сухопутной столице всегда был в дефиците. К тому же осмотреть защищённый катер как следует не удавалось — бестолковый подиум у левого борта не позволял толком даже на палубу заглянуть.

-2

И всё же спустя много лет чудо случилось, и мечта исполнилась. Мне повезло не только изучить БК-433 во всех деталях, но и пообщаться с волонтёрами, которые не жалеют сил на реставрацию уникальной техники.

-3

Особенным бронекатер делает без преувеличения геройская служба и долгая биография. Вот лишь несколько фактов из истории славного малого корабля.

  • Заложен по проекту 1124 (класс «река — море») на заводе №638 имени Сталина в Астрахани на основании решения ГКО от 26 октября 1942 года.
  • Сдан в 1943-м. И чуть ли не сразу со стапелей ушёл на боевое задание: в ноябре-декабре под командованием лейтенанта Дмитрия Фомина участвовал в Керченско-Эльтигенской десантной операции.
  • Под огнём противника за несколько заходов высадил на берег 570 бойцов и доставил 20 тонн боеприпасов. Сам при этом потопил две быстроходные баржи, но повреждения тоже получил.
  • Затем участвовал в боях на Азовском море, в Белградской, Будапештской и Венской наступательных операциях.
  • В июне 1945 года в составе Дунайской военной флотилии провёл парад Победы в столице Австрии.
  • После войны занимался тралением, ограждением фарватера и патрулированием на Дунае, после чего выведен в резерв и законсервирован.
  • В 1965 году зачислен в дивизию речных кораблей Амурской военной флотилии Тихоокеанского флота.
  • В 1971-м исключён из списков ТОФ и отправлен в Благовещенск.
  • В 1979 году по просьбе ветеранов ВМФ передан в Центральный музей Вооружённых сил в Москве.

Недавно в память о погибших моряках из экипажа бронекатера энтузиасты установили памятную табличку.

-4

О многочисленных боевых повреждениях говорят скроенные на скорую руку заплаты на бортовой броне, которая защищала экипаж и агрегаты лишь от винтовочных пуль да осколков.

-5

Осмотр начинки БК-433 начнём с кормы, там много интересного.

-6

Бронекатер приспособлен к минным постановкам. Но возникает два вопроса — что за чёрная труба торчит прямо на пути тележки и как её объехать?

-7

Оказывается, это съёмный дымоход печи камбуза и отопления. Ставился он только при необходимости и сбросу мин не мешал.

-8

Кстати, печь — то немногое, что осталось из оригинального оборудования. При передаче в музей бронекатер, увы, полностью выпотрошили. И теперь волонтёры стараются восстановить внутреннюю обстановку буквально по крупицам.

Катера проекта 1124 не раз перевооружали, ставили на палубу даже «Катюши», но тем не менее основу огневой мощи корабля неизменно составляли 76,2-мм орудия. В нынешней конфигурации БК-433 — две башни от среднего танка Т-34.

-10

Причём башни разные. Кормовая — типа «гайка» с поручнями и парой люков в крыше.

Носовая — сормовский «пирожок» без поручней и с единым люком. И, получается, башни — самый защищённый элемент бронекатера, поскольку броня в остальных местах, даже в районе топливной цистерны, не превышала толщины 8-14 мм.

Внутрь боевого отделения заглянем чуть позже, а пока перейдём к средней части бронекатера. Здесь располагается моторный отсек.

Вот только от двух двигателей ничего не осталось. Сохранились лишь рамы-фундаменты да остатки валов к гребным винтам.

-14

Дальше — ходовая рубка. Центр управления бронекатером. Капитан связывался с отсеками и артиллерийскими башнями по телефону.

На крыше установлена поворотная установка ДШКМ-2БУ с парой крупнокалиберных пулемётов ДШК, огонь из которых вёл один из мотористов. На левой стенке башни видна броневая заплатка на пробоине. Для музейного БК-433 пришлось заказывать муляжи стволов. И реставраторы жалуются, что изготовитель не совсем точно выполнил работу.

Начищенная рында — обязательный атрибут боевого корабля. Рядом — антенный вывод радиостанции «Ёрш».

В боевой обстановке иллюминаторы закрывались бронезаслонками со смотровыми щелями.

На круглом столе стоял пулемётчик, справа внизу — люк в машинное отделение.

-19

Так выглядит пулемётная башня изнутри.

-20

А так — интерьер ходовой рубки. Как видите, ни одного прибора и даже штурвала не осталось…

-21

Такую картину наблюдает капитан бронекатера через триплексное стекло по ходу движения. Обзорность, мягко говоря, неидеальная. И к тому же здесь даже без оборудования тесновато.

-22

Проходим к носовой башне.

-23

Люк открыт, ныряем внутрь.

-24

Затвор орудия до сих пор в обильной смазке, частично сохранились механизмы наведения и педали спуска, но в остальном — пустота. Прицельная оптика, разумеется, тоже отсутствует.

Интересно, что боевое отделение выполнено двухуровневым. Расчёту в башне помогали матросы в трюме, подавая снаряды со стеллажей.

При этом экипаж бронекатера пользовался не танковыми, а вот такими специальными шлемами.

-27

На этом всё. С одной стороны, грустное впечатление — от настоящей боевой машины остался, по сути, только пустой корпус. С другой, хорошо, что хотя бы в таком виде редчайший (сохранилось лишь три катера из 99 построенных) экземпляр дошёл до наших дней. А настойчивость энтузиастов-реставраторов работе над объектом внушает оптимизм. Быть может, когда-нибудь БК-433 преобразится и внутри.

ФОТОБОНУС