Гнев, Обидчивость, Агрессия.
Мстить за обиду - значит лишать себя удовольствия сетовать на несправедливость. Чезаре Павезе.
В отношениях психолог-клиент, клиент редко осмеливается говорить вам то что не устраивает его в отношениях с психологом.
Клиент может выражать свое недовольство любыми людьми - друзьями, родственниками, коллегами, другими психологами - от которых ждали поддержки/заботы.
Узнали себя?
Или возможно в ваших отношениях с детьми/коллегами/родственниками?
Вы можете напрямую определить, что вам не нравиться в отношениях? Выбрать форму и манеру общения и сказать это, обсудить?
Что делает психолог, если чувствует такое в отношениях с клиентом.
Он никак не поощряет, не вступает в спор, не пытается доказать обратное.
Лучше всего просто дать клиенту возможность выговориться, помочь полнее выразить и ощутить свои чувства.
За гневом и обидой часто скрывается Не доверие к людям/миру, тревога, страх, жалость к себе.
Детский гнев и обиды чаще застревают в эдиповой фазе, когда родитель вызывает негативные чувства (ненависть, раздражение и т.д.) В этот период образ родителя, который когда-то идеализировался, становиться анти-идеалом и человек живет по правилу "Только не стать таким как Он; только бы не повторить его судьбу".
Что формирует ложную стратегию и ложную личность/маску.
Обида и гнев, часто надевает маску "Мести".
Для ребенка это табуированные/плохие и как следствие, вытесненные чувства.
Про таких людей говорят:
- обидчивый, неженка
- гневливый, вспыльчивый
- мстительный, ядовитый
- тихоня, сутулый, вялый, аппатичный, тряпочка
Понятно, что постоянное ожидание обиды и гнева в свою сторону, делает человека недоверчивым, тревожным, подозрительным, обозленным.
Система коммуникации такая:
Нападает первым - получает отпор и закрепляет понятие о мире "Мир и люди опасны/С волками жить по волчьи выть" - обижается на этот мир - после чего замыкается в себе - продолжает подавлять агрессию - подавленная агрессия разъедает организм - может дойти до серьезной депрессии и психосоматических симптомов.
Такому человеку сложно и с собой и с людьми.
Стараясь наладить отношения, такой человек опять и опять попадает в ловушку свой ограничивающей установки - мир и люди в нем опасны.
В любовных отношениях часто старается сделать "из говна - розу".
Поговорка "любовь зла, полюбишь и козла" - тоже сюда подходит.
Как можно работать с таким клиентом?
1. Выслушайте его, разделяйте его чувства. Дайте понять человеку, что он может выразить здесь свои чувства, что это безопасно. Помогайте клиенту понимать и выражать свои чувства, гнев - тут часто требуется поддержка, просить высказаться жестче, резче.
Подключите тело - возможно клиенту хочется замахнуться, убежать, ударить - попросите продемонстрировать, присоединитесь к нему.
Возможно гнев выплеснется и на психолога. Помогите осознать, за что именно гнев, какая причина, и что хочет клиент этим гневом получить?
2. Сублимация гнева может быть не только в кабинете психолога, но и в спорте, компьютерных играх, творчестве, караоке, картинг, игра в солдатики и пр. Найдите свою форму выражения.
3. Натренировать свои способы мирного выяснения отношений, перестроить отношения с близкими, настоятельно рекомендую в кабинете у психолога.
Есть вопросы?
С любовью, ваш психолог Мария.