Найти в Дзене
Петербургский Дюма

О ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ

Как водится, первые эксперименты ставили в России. И как водится, ничто не предвещало.

Результаты опытов показали: если подвергать животное даже небольшому, но постоянному стрессу, от которого оно не может избавиться, — это животное вскоре деградирует.

В 1921 году Наталия Шенгер-Крестовникова, ученица и последовательница академика-физиолога Ивана Павлова, обучала собаку различать круг и эллипс. Пока фигуры были непохожи друг на друга, собака без труда решала задачу. По мере приближения эллипса к окружности собака ошибалась всё чаще, а когда соотношение осей эллипса достигло 8:9, — она была окончательно сбита с толку.

За правильное решение полагалась вкусная награда, за неправильное собаку не наказывали. Однако через три недели постоянных неудач у животного возникали серьёзные нарушения в эмоциональной, двигательной и когнитивной областях: собака постоянно повизгивала, беспокоилась и утратила почти все выработанные условные рефлексы. Деградация была налицо...

...но российские исследователи не обратили на это серьёзного внимания и не сделали никаких выводов. А сорок лет спустя американский психолог Мартин Селигман заинтересовался причинами странного поведения собаки-ошибаки. В 1960-х он продолжил эксперименты, схема которых была жестока и проста.

-2

Собака стоит на огороженной площадке. На пол подаются электрические разряды. Собаку чувствительно бьёт током. Она ищет способ избавиться от страданий и в какой-то момент догадывается перепрыгнуть ограду. Если же собака зафиксирована в гамаке так, чтобы лапы касались пола, но сдвинуться с места было невозможно, — ей остаётся только скулить от боли.

При повторе эксперимента первая собака чем дальше, тем быстрее перепрыгивает барьер и оказывается в безопасности. А вторая собака, привыкшая мириться с неизбежными ударами током, даже без фиксирующего гамака не догадывается прыгнуть и спастись. Это уже психотравма.

Чувствуя электрические разряды, ограду перепрыгивали 94% подопытных животных Селигмана, не знакомых с фиксацией в гамаке. Зато больше 60% собак с травмированной психикой не догадались прыгнуть и просто скулили в ожидании, когда мучения закончатся.

-3

По результатам своих опытов Селигман предложил термин "выученная беспомощность". Это состояние характеризуют три базовых признака:

— безынициативность, отсутствие попыток бороться с неприятностями,

— торможение когнитивных функций, и в первую очередь способности к усвоению нового; утрата интереса к поиску причинно-следственных связей и неверие в то, что их можно найти,

— эмоциональные расстройства: даже небольшая проблема кажется заведомо непреодолимой и причиняет непропорционально сильные страдания.

Выученная беспомощность свойственная людям так же, как собакам. Её исследование подтверждает правильность методик Министерства любви, описанных в книге Оруэлла "1984".

Можно сломать и уничтожить личность при помощи страха, унижения и боли. А можно её перепрограммировать и сделать безупречно лояльной. Для этого первым делом необходимо разрушить причинно-следственные связи в окружающем мире: тогда порвутся и логические цепочки в сознании подопытного.

Партия сказала, что молоко чёрное, а солнце встаёт на западе? Значит, так и есть. Партия всегда права, непостижима и непредсказуема. Она может расстрелять любого через десять минут или через десять лет. Может постоянно избивать, или сытно кормить в комфортабельной камере, или выпустить на свободу. Для сохранения психики в относительно благополучном состоянии нельзя пытаться понять логику происходящего: надо любить Партию, верить в её утверждения и с благодарностью принимать любые её действия. Нет проблем, если Партия сплошь и рядом противоречит сама себе. В этом и заключён смысл.

Выученная беспомощность у человека возникает в ситуации, когда невозможно ни понять логику событий, ни предсказать их, ни повлиять на них. Причём важно не то, хорошие это события или плохие: принципиально только отсутствие связи между действием и результатом.

-4

Выученная беспомощность трудноизлечима.

Собакам для этого необходимо многократно показывать выход из ситуации: вплоть до того, что брать на руки и переносить с площадки, где пол под напряжением, через ограждение — туда, где тока нет. После терпеливого обучения большинство собак совершают спасительный прыжок самостоятельно.

Селигман заметил, что выученная беспомощность заметно быстрее развивается у животных, которые выросли в тепличных условиях лаборатории, чем у дворняжек. Первые незнакомы с преодолением трудностей, а у вторых уже есть навыки по этой части...
...поэтому
для человека исключительно важен так называемый опыт победы: он мешает превратиться в зомби.

Те, кто чего-то добились в жизни, сопротивляются Министерству любви, в отличие от живущих за чертой бедности, от неспособных увидеть причинно-следственные связи и от не умеющих выстраивать логические цепочки.