Найти тему
IPQuorum

У лета свои технологии: как за каникулы найти интересное хобби или выбрать будущую профессию

Сегодня, когда неизвестно, что происходит быстрее — отмирают старые профессии или появляются новые, очевидно, что определяться с будущим нужно уже в школе. Однако многие дети и их родители все еще продолжают откладывать выбор профессии до момента поступления в вуз. И зачастую сложно назвать такой выбор осознанным.

Фото предоставлено АНО «Развитие человеческого капитала»
Фото предоставлено АНО «Развитие человеческого капитала»

В 2019 году в рамках проекта Минпросвещения России «Билет в будущее» было организовано профориентационное тестирование (тогда опросили около 200 000 детей из 30 регионов), которое выявило, что примерно 90% российских школьников не понимают, кем хотят стать, и не знают, где искать информацию на эту тему.

При этом в области креативных индустрий эта проблема приобретает еще и дополнительную остроту, ведь наша страна испытывает сегодня нехватку кадров в «цифровых» профессиях (только в области IT, по оценке Минцифры, не хватает от 500 000 до 1 млн специалистов).

Одним из ответов на эти серьезные актуальные вызовы стал проект «ТехноЛето», в рамках которого при поддержке Правительства Москвы были собраны специальные летние пятидневные интенсивы для школьников. Каждый курс был направлен на глубокую профориентацию, а особое место уделено инновациям.

Летний лагерь 2.0

Если раньше летние городские лагеря представляли собой печальное зрелище с обязательным «тихим часом» (для детей 11‒13 лет!), куда детей загоняли криками уставшие педагоги, то сегодня ситуация выглядит иначе.

Проект «ТехноЛето» открыл московским школьникам по-настоящему широкий выбор бесплатных познавательно-развлекательных программ с уклоном в профориентацию: робототехника, IT, креативные и мультимедийные технологии, экология, сити-фермерство, биотехнологии, предпринимательство. Интенсивы были разработаны при участии высокотехнологичных предприятий и ведущих вузов столицы, среди которых МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГУ, Московский политех.

Заместитель руководителя Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Олеся Беленькая утверждает, что созданные не так давно по всей Москве детские технопарки, на базе которых и реализовывалась программа «ТехноЛето», — это «кузница кадров новой экономики»:

«Детские технопарки задумывались как ответ на запрос промышленных корпораций на профессионально подготовленные кадры. В отличие от множества тематических кружков и секций, в изобилии представленных в системе дополнительного образования города, в детских технопарках ребята проходят подготовку на оборудовании, идентичном оснащению ведущих предприятий. Под руководством наставников они занимаются проектной деятельностью, а реальные разработки по ее итогам уже сегодня внедряются на производствах индустриальных партнеров».

Фото предоставлено АНО «Развитие человеческого капитала»
Фото предоставлено АНО «Развитие человеческого капитала»

Обитатели космоса и шоколадная фабрика

Главное, что делает такие интенсивы привлекательными, — игровой характер занятий. Например, в Инновационном центре «Сколково» за пять дней участникам предложили запустить собственную шоколадную фабрику! Каждой группе, куда входило до 15 человек, предстояло решить свою задачу: тут и разработка дизайна, и архитектурный проект, и налаживание технологического производственного процесса с помощью IT и инженерных технологий. Это позволило ребятам не только получить новые знания по промышленному дизайну (включая программирование, AR-/VR-технологии, 3D-моделирование), но и научиться работать в команде и презентовать себя.

«Ребенок находился на площадке целый день, возвращаясь домой только вечером, а помимо обучения в программе предусмотрены игры, творчество и спорт, — объяснила формат работы детских технопарков Олеся Беленькая. — В рамках таких летних интенсивов школьники получили знания и навыки в самых востребованных и перспективных отраслях: инженерия и программирование, промышленный дизайн, IT-технологии, 3D-моделирование, виртуальная реальность, биотехнологии, робототехника, креативные индустрии, мультимедиа, наука и экология, городские инновации и предпринимательство. Это даже можно назвать тест-драйвом детских технопарков, так как после прохождения интенсивов подростки смогут продолжить в них обучение по наиболее понравившемуся направлению».

А выбрать есть из чего: сейчас у детских технопарков более 200 индустриальных партнеров, включая такие компании, как РЖД, Росатом, «Ростелеком», ПАО «СИБУР Холдинг» и др. Что интересно, занятия в технопарках проводят зачастую с опорой на методику «кейсового обучения» (case-study), которая впервые была внедрена еще в XIX веке в Гарварде. По сути, ребятам предлагают решить комплексную прикладную задачу. О том, как это происходило в Детском технопарке при МГТУ им. Н.Э. Баумана, рассказал Владимир Нелюб, исполнительный директор индустриального партнера проекта — Московского композитного кластера «МКК»:

«Мы выстраиваем образовательную траекторию совместно с методистами “Инжинириум МГТУ им. Н.Э. Баумана”. Предоставляем детскому технопарку прикладные задачи, которые учащиеся решают и тем самым получают навыки, необходимые им. В частности, в рамках реализации проекта «ТехноЛето» нами с “Инжинириум МГТУ им. Н.Э. Баумана” были разработаны программы дополнительного образования “UX/UI Design”, “Графический дизайнер”, “Разработчик игр” для трех категорий с учетом возрастных особенностей».

Много внимания в проекте «ТехноЛето» уделили и робототехнике. Это и не удивительно, учитывая перспективы развития этой отрасли. По-настоящему креативный подход к разработке курсов проявили в Школе программирования и робототехники «Лига Роботов», сумев объединить в пятидневной смене планетоходы, спутники, роботов и инопланетян. Детям от 7 до 12 лет здесь предложено под руководством взрослых изучать терраформирование планет и жизнь микроорганизмов на поверхности небесных тел. Чтобы «перевести» сложные понятия с «научного» на «понятный», организаторы предусмотрели много игровых методик: ребята собирали модели спутников, планетоходов и даже… инопланетянина. Таким образом удалось совместить soft-skills с практическими и теоретическими знаниями по программированию в среде Scratch 3.0 и геймдеву.

Но не одними айтишниками жив креатив. В рамках «ТехноЛета» можно было выбрать направления «Вокруг света», «Программу по предпринимательству», а также курс «Креативное мышление как основополагающий фактор инновационного инжиниринга», где не только учили «анализировать рынок потребностей вне зависимости от выбранной ниши», но и помогали каждому выстроить «личный бренд».

«Мы уверены, что среди представленных в рамках проекта “ТехноЛето” интенсивов каждый участник нашел то, что ему по душе, а полученные навыки пригодятся ему в жизни, какой бы путь он ни выбрал», — резюмировала Олеся Беленькая.

Фото предоставлено АНО «Развитие человеческого капитала»
Фото предоставлено АНО «Развитие человеческого капитала»

Зачем это бизнесу?

Понятно, что такие проекты, как «ТехноЛето», в первую очередь создаются, исходя из интересов государства и общества. Неудивительно, что основное финансирование проекта взяло на себя Правительство Москвы. Тем не менее проект широко поддержал и бизнес.

«Детские технопарки предоставляют предприятиям возможность отбора наиболее одаренных ребят для дальнейшего трудоустройства, а компании, выступая потенциальными работодателями, могут обучать ребят непосредственно “под себя”, закрывая свои производственные задачи и потребности», — объяснили мотивацию индустриальных партнеров в Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы.

Кроме того, другая и очень веская причина участия бизнеса в таких «благотворительных» проектах — острая нехватка «креативных» кадров, способных к постоянному переобучению в быстро меняющихся условиях, а также обладающих достаточно хорошим начальным уровнем подготовки и мотивацией.

Владимир Нелюб формулирует запрос так:

«Основной профиль нашей деятельности — научные исследования и разработки, в том числе особое внимание уделяется ИТ-отрасли. Учитывая растущую востребованность специалистов, мы заинтересованы в подготовке будущих экспертов в данном направлении».

Катерина Миронова, генеральный директор NUT.Tech (сервис в области разработки, поддержки и развития высоконагруженных интернет-проектов), считает, что, учитывая нехватку креативных кадров, интересы предпринимателей и родителей полностью совпадают:

«Дефицит квалифицированных специалистов, по разным оценкам, в России огромный. Предпринимается много мер не только по поддержке компаний и специалистов отрасли, запускаются также бесплатные программы или программы со скидками 50% по получению второго образования в сфере IT. Что касается вузов, на текущий момент там около 80 000 бесплатных мест, но правительством поставлена цель увеличить количество до 120 000 в год к 2024 году. Поэтому, если подросток решил начать карьеру в IT, сейчас самое лучшее время.

Тем более, если стартовать в сфере IT в 11‒12 лет, к 18 годам можно не только получить необходимое образование, но и глобальный опыт. Ведь для IT-специалистов не обязательно работать с 8:00 до 17:00 в офисе с понедельника по пятницу. Даже выполняя по одному заказу в неделю, уже к одиннадцатому классу можно создать солидное портфолио. А это поможет с легкостью устроиться практически в любую IT-компанию».

Фото предоставлено АНО «Развитие человеческого капитала»
Фото предоставлено АНО «Развитие человеческого капитала»

Вузы тоже рады

Ректор МФЮА Алексей Забелин рассказывает, что после того, как на базе вуза был открыт детский технопарк «Наукоград», стало гораздо легче «находить своего студента»:

«Конечно, после технопарка к нам приходят более мотивированные студенты. Отчасти потому, что направления обучения коррелируются: программы для детского технопарка разрабатываются сотрудниками вуза, и те ребята, которые проявили интерес к электротехнике, компьютерным сетям, дизайну или архитектуре, обычно идут учиться дальше именно на эти специальности. То есть мы даем детям возможность воплотить свои мечты, а их реализация — задача не только вуза, но и родителей прежде всего.

Кроме того, детский технопарк на базе вуза — это возможность практики для наших студентов. Здесь они выступают в роли преподавателей-экскурсоводов (у нас есть солидный Музей эволюции техники), получая дополнительный опыт».

Кроме МФЮА свои детские технопарки также открыли многие другие ведущие вузы Москвы: МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГУ, Московский политех, МАИ, МИЭТ, РГСУ.

Чтобы хобби стало любимой работой

Всего сегодня в 21 детском технопарке действует 113 лабораторий, где ребята могут пройти порядка 400 образовательных программ по 47 направлениям. Но поможет ли это преодолеть дефицит кадров, который уже образовался в области IT и креативных индустрий?

Ольга Савинская, кандидат социологических наук, академический директор аспирантской школы по социологическим наукам, доцент НИУ «Высшая школа экономики», уверена: чтобы снизить дефицит кадров, важно не только их вырастить, но и удержать на российском рынке труда:

«Если мы рассматриваем проблему в целом, то важно понимать, что IT-специальности — это глобальные и очень мобильные профессии. IT-специалисты, как мы видим, легко могут мигрировать в поисках лучшего места работы. Поэтому выращивание и подготовка кадров — это только часть стратегии снижения дефицита. Для полного преодоления существующей проблемы рынок труда в России в этой сфере должен стать привлекательным.

С обучением и подготовкой школьников дела в России обстоят значительно лучше: есть много передовых практик, высоко оцениваемых мировым экспертным сообществом в сфере образования. Но хорошего много не бывает. В частности, проект “ТехноЛето” прекрасен тем, что это полезная, замечательная, своевременная инициатива. Но было бы лучше, если бы таких инициатив было больше и они исходили от разных субъектов общества (бизнеса, НКО), а не только от государства».

Кроме того, уверена Ольга Савинская, важно работать не только со школьниками, но и с родителями:

«Именно родители оказывают серьезное влияние на профессиональный выбор детей. Особенно это актуально для младшей и средней школы. Как показали наши исследования, родительский выбор влияет на то, что половина детей, а речь идет о девочках, благодаря устоявшимся стереотипам не выбирают STEM-профессии даже при отличных оценках по математике и другим точным наукам. Чтобы увеличить количество IT-специалистов, очень важно обратить внимание на эту проблему. IT-сфера должна перестать восприниматься как прибежище для мужчин-интровертов, нелюдимых "заумных ботаников". И здесь речь даже не идет о России в частности — это абсолютно глобальный феномен. Да и в целом проблема привлечения девушек в IT и "цифровые" профессии дискутируется глобально, поскольку потребности в IT-специалистах высоки не только в России».

Будет ли свое «ТехноЛето» у родителей, покажет время. А пока учащиеся детских технопарков, в том числе девочки, с удовольствием делают первые шаги в STEM-профессиях. Софье 10 лет, и она только перешла в пятый класс, но уже успела поучаствовать в создании роботов, а теперь заинтересовалась гейм-дизайном:

«Я узнала о проекте от папы. Так как мы живем рядом, мне предложили поучиться здесь, и я согласилась. Первым направлением, которое я выбрала, стала "Мобильная робототехника WORLDSKILLS". Самым интересным было создание роботов, для которых мы делали уникальную программу. Сейчас учусь на направлении "IT-инженер: герои мультиков на соревновании". Мне очень понравилось, что я сама могу создать компьютерную игру, персонажей, выбрать любой тип игры, уровни сложности и так далее. Уже дома я создала игру "Змейка на двоих" и сама в нее играла. Я думаю, что создание игр будет моим хобби в будущем».

А если вспомнить, что хобби в современном мире очень часто становится любимой работой, можно сказать, что проект «ТехноЛето» свою задачу — хотя бы в этом конкретном случае — выполнил на сто процентов. А детские технопарки продолжают проводить другие профориентационные акции и мероприятия, актуальную информацию о которых всегда можно получить на сайте «Детские технопарки Москвы».

Автор: Иван Коротков

***

Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте ©IPQuorum– первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum- это новый формат работы международного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития. IPQuorum исповедует доказательную редакционную политику и показывает на достоверных фактах и судьбах, что сегодня инновации возникают на пересечении разных идей и индустрий.