Найти тему

Мир познается в сравнении. О контрастах восприятия

Оглавление

Холодным ноябрьским утром Елизавета очень спешила на работу. Сначала проспала будильник, а потом суматошно делая себе завтрак, как назло, сломалась кофемашина. Настроение ни к черту! Лизонька на хмурых бровках всё-таки выбежала из дома вовремя. Только она ступила на тротуар, как... мимо резво проехал таксист и окатил Лизу не менее резвым потоком воды из лужи. Благо намочились лишь ботинки, но для девушки это оказалось последней каплей ноябрьского утра. Просто катастрофа!

Что происходит с восприятием?

Наше восприятие везде ищет относительность. Словно маркеры, возможность зацепиться за "отправную точку" позволяет разуму определить, как нам реагировать на вещи. Больше скажу - эта относительность особенно мощно работает, когда мы видим что-то на контрасте. Если показать один за другим два предмета, которые между собой заметно отличаются, то на свойства второй вещи мы еще накинем своих баллов. Восприятие преувеличит.

Например, возьмем кастинг на съемки нового фильма. Сначала пришла пробоваться очень талантливая актриса: она настолько вжилась в роль, что директор по кастингу просто не мог сдержать слез от проникновенной речи. А затем после этой девушки зашла менее опытная молодая актриса - это было заметно. Однако на фоне первой девушки она казалась директору откровенной бездарностью. Хотя объективно это было не так.

И таких примеров даже из собственной бытовой жизни можем достать огромное количество. Хотя кажется, что мы очень даже беспристрастные оценщики и нас не проведешь. Ага, скажите это хитрецу-мышлению.

А повесточка тоже влияет...

-2

... через СМИ

Ну и куда же без средств массового влияния? Эффект усиленного контраста прямо или косвенно будет определять наше отношение к собственной жизни. Далеко ходить не надо: возьмем тренды "идеального тела и внешности", которые каждое десятилетие будоражат честный люд по-разному.

Вот, например, Петя много лет встречался с Галиной. Она была не модельных параметров, но вполне себе приятной худенькой внешности душевная девушка. А потом Петя увлекся тренажёркой, а там... фитоняша на фитоняше с фигуристыми бицепсами и бодрой походкой. Да еще в инстаграм повсюду в рекомендациях стали всплывать такие девицы! И как-то вот сам того не планируя, а на фоне всего потока информации и "интерьера" тренажерного зала стал все больше раздражаться на свою Галину. Потому что бицух у нее не было. Да и не так уже красива стала в его глазах. При том Галина-то та же осталась. Это у Пети восприятие законтрастировало.

К слову, абсолютно по той же причине любители полистать красивую жизнь инста-блогеров могут быть дико недовольны своей "серой" жизнью. Ибо на фоне сладких пальм инстаграма еще больше будет ощущаться вся рутина обычного живого человека. Даже мысли не возникнет, что благодаря такому эффекту и выезжают десятки всяких прогревов сомнительных марафонов о счастье. Этим пользуются. И на людях зарабатывают.

...через рекламу и продажи

Как не упомянуть продажи, дорогие мои! В этой области принцип контрастов работает практически в любой сфере и приносит прекрасную прибыль компаниям. Просто опишу два примера, которые уж до боли будут вам знакомы.

  • Дилерский автоцентр. Ты пришел за новой машиной, заранее в интернете изучил и выбрал комплектацию. Ничего лишнего, ты все рассчитал. Пришел, выбрал и тут... продаван говорит: "О, милейший, ну как же вы будете без ковриков? А фирменный наборчик автомобилиста, с логотипом, между прочим! А давайте посмотрим еще пару мелочей, сущий пустяк и недорого, а приятно в машине иметь с первой минуты!" Ты уже думаешь на месте: "Ой, ну на фоне цены авто, эти мелочи все равно покупать надо будет, стоимость небольшая. Возьму". В тот момент ты можешь не задуматься, что всё то же самое выгоднее купить в другом магазине. Потому что продавец сыграл на контрасте восприятия и заработал. На тебе.
  • Или зайти в любой магазин техники. На одной полке будут стоять три робота-пылесоса: дешманский ноунэйм, нечто средней стоимости и с огромным отрывом в цене, дорогой пылесос с функцией охраны дома от воров и полива домашних растений. Твой взгляд "выгодно" зацепится за средний по цене вариант. Думаешь, как славно и объективно ты выбрал. А на деле другие два товара поставили рядом как раз для того, чтобы ты и купил этот третий. Потому что за него магазину максимальный процент идет.
-3

И что, всюду обман? Как быть?

Увы, но от контраста восприятия никак не деться. Даже если смотреть на всех подозрительно, разум подсунет какую-то другую ловушку. Поэтому предлагаю брать пример с профессиональных покеристов. Не лудоманов, что бесконечно идут ва-банк и теряют деньги, а тех - кто играет в турниры со своей математической системой. Они со временем набираются личного опыта отсекать эмоции от прошлых раздач в игре. Если был проигрыш, он не должен влиять на принятие решений в новой раздаче. Или вовремя скидывают карты, не смотря на вложенные до этого деньги в банк. Если по математике понимают, что скинуть будет дешевле, чем рисковать и докидывать в банк, отвечая на большую ставку.

Х-холодная расчетливая голова.

Вот и ты каждый раз задавайся вопросом: идет ли сейчас в моей голове сравнение? А если первого варианта не было, что бы я подумал?
А если бы Лизонька не проспала будильник, казался бы абсолютно нейтральный день катастрофой от слегка намоченных ботиночек?

Людмила, практический психолог

#психология #самопознание #саморазвитие #психолог #психологияличности #терапия в психологии #консультацияпсихолога #психологмосква #кейсы