Импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от impression впечатление) направление в искусстве последней трети XIX начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.
Импрессионизм стал "своим парнем", добрым другом, очень не сразу. Он по чуть-чуть проникал, просачивался и вливался в мою голову и сердце.
1. Сначала через уши: лекции и слушание музыки на уроках ИФИ («История фортепианного искусства»).
2. Потом через глаза: картины, чтение биографий художников, поэтов и композиторов на уроках «Современной музыкальной литературы».
Но это не помогало: я никак не могла его понять, уловить смысла, цели, плана, стратегии (мне казалось, что это непременно должно быть везде, особенно в музыке) - не прилипал он ко мне ни с какой стороны! Для меня, как и для консерваторов от музыки 19 века, всё это было по большей частью «мазнёй» (у художников) и «бульканьем» (у музыкантов). Хотя, вне всякого сомнения, – это была красивая мазня и красивое бульканье, но оно никак не трогало, не отзывалось и нигде не ёкало почему-то.
3. Остались руки. Да, я понимала, что этот «крепкий орешек» можно «открыть» лишь своими руками. Ведь и русскую музыку удалось в себя впустить только через собственные пальцы. Если не играть, не учить произведение в классе с проводником-наставником-учителем, то останется только поверхностное, внешнее представление об этой музыке и об этом направлении. А личное отношение к ней будет даже близко "не по касательной", если выражаться математическим языком. Это был уже 3-ий курс, и была выработана стойкая привычка: ничего не пропускать мимо себя!
Но я так и прошла бы мимо этой «зыбкой, скользкой и неуловимой красоты», если б не ОН!!!
Лунный свет. К.Дебюсси.
Да, именно он, «Лунный свет» К.Дебюсси пустил меня в этот мерцающий тонкий мир, в который невозможно было войти как-то по-другому, кроме как не на цыпочках, затаив дыхание, касаясь клавиш кончиками и полукончиками пальцев рук.
Самым удивительным в этом новом и непознанном для меня мире, придуманном «впечатлительными гениями», было то, что нужно каким-то образом сыграть, изобразить, воплотить, одеть в звуковую реальность, что?
Что?! Сновидение, фантазию, воспоминание, послевкусие, шлейф, мечту, бестелесную тень.
Как? Чем?! Руками, плечами, спиной, пальцами - физикой человеческого земного тела, а так же физическими возможностями механического деревянного инструмента!
Игра такой музыки – действительно, сродни, волшебству, потому что исполняющие её решают невозможную на первый взгляд задачу: материализовать через звуки не чувства, не мысли, нет… ощущения!!!
Этот Ре бемоль мажор, он же… – молодой, свежий, искренний, откровенный, бирюзовый, морской, тёплый, местами чистый, местами матовый, с белой дымкой, с полутенями, с вплетёнными друг в друга цветами, запахами и вкусами.
Он про любовь (об этом я позже узнала), композиторы 19 века в этой тональности писали лейтмотивы любви для своих героев в операх, симфониях, романсах. Ре бемоль мажор в «Лунном свете» был перемешан и перепутан с ветрами, травами, брызгами и волнами, с мелодиями, движущимися и сменяющими друг друга гораздо быстрее, чем это было в сыгранных ранее произведениях композиторов барокко, классицизма и романтизма. И самое главное, всё это происходит здесь без особо заметных переходов и очерченных границ, аккуратно так переливаясь, переплёскиваясь друг в друга. (Сейчас так рисуют картины песком).
И ещё! И это ещё одно очередное главное и трудное: нужно каким-то образом научиться самому управлять этим процессом: быстро менять свои состояния внутри, ибо ты ведешь музыку за собой, а не она тебя, если ты – исполнитель. А это ну никак не выйдет, если сам не сольёшься, не споёшься, не спаяешься с каждой нотой и с каждым звуком. Т.е., чтобы получилось, необходимо было, где хошь, но отыскать, откопать, отколупать, отрыть в себе всё то, что почувствовал и передал в нотах К.Дебюсси.
Эту задачу невозможно решить только лишь подражанием или копированием, придётся вкалывать и работать самой – как, впрочем, и всегда, когда требуется «оживить» записанную нотами музыку. И тут на помощь мне пришли… Кто бы вы думали?
ОНИ ВСЁ-ТАКИ ВЕРНУЛИСЬ КО МНЕ!
Они, стихи, пришли, вернулись абсолютно неожиданно, ровно через год скитаний где-то. Целый год молчания, в моём ежедневнике ни единой строчки, потому что я сама от них отреклась, выгнала и накрепко, наглухо закрыла за ними дверь, запечатала. Я тогда не сразу и поняла, что вместе с ними ушла из меня маленькая, радостная, доверчивая, мечтательная девочка. Она не смогла со мной остаться, ей пришлось уйти, потому невозможно было терпеть мою черную ненависть к самой себе.
Не могу сказать, что боялась их, стихов, но совсем уж не ждала и не думала, что простят мне и полюбят снова. Это случилось в конце октября, когда на улице то ветер, то дождь, то снег, слякоть, холодрыга, промозглость - «безнадёга.ru», и только внутри ещё горел маленький спасительный огонёк.
«Чуть-чуть недообзанимавшись» и «чуть-чуть недообъевшись музыкой» в училище, я, уставшая и счастливая, приползла в общежитие чуть-чуть пораньше, чем в 22.30, потому что была приглашена в 18 комнату на День Рождения близкой подруги. После полкружки алкоголя и полчаса душевных разговоров… вдруг, откуда ни возьмись, буквально над праздничным столом, перед глазами стали вырисовываться и проявляться в пространстве отдельные слова и словосочетания, какие-то обрывки-образы-строчки!
Посидев ещё немного и поняв, что не отделаюсь от них, как одержимая, погнала в свою, 25-ю, складывать эти слова-пазлы, во что-то, мне пока ещё не совсем ясное. Помню, что писала и очень удивлялась тому, что вылетало, выскакивало из-под ручки: какие-то «не круглые» рифмы, недосказанные, незаконченные предложения, без точек в конце строчки, смысловые переносы, запятые, многоточия, а фразы (!!!) то длиннющие, то прерывающиеся на полуслове, полупредложении…
Подумала тогда, что это меня настиг какой-то поэтический кризис и крах, не стихи, не проза, а чёрт те что! Оставив всю эту «чудесную» абру-кадабру на бумаге, находясь в некотором недоумении, ошарашенная, взъерошенная, но относительно успокоенная и опустошенная, легла спать.
Утром, прочитав нацарапанные в жару строчки, «причесала, пригладила их как своё новорожденное дитя». Моя маленькая девочка вернулась ко мне и я была ей очень рада, потому что без неё не летается, не мечтается, не удивляется, не поётся и не звучится... Мы молча наблюдали друг за другом, осторожничали и всё ещё не верили, что снова вместе, и что что-то у нас даже получилось "слепить", не смотря на долгую разлуку.
***
Я сплю, а ты в открытое окно
Как сон… иль явь? Ко мне придёшь…
Когда луна осветит мне лицо,
Ты вместе с ветром рамы распахнёшь.
С случайным ветром…
Звёздочки заблещут,
И ты меня разбудишь поцелуем,
И как цветочек губы затрепещут
А в небесах всё тот час затанцует!
Под тёплым одеялом, в томной неге
Я буду просыпаться, наслаждаясь,
И чувства потеряются во млеке,
Во млеке ночи, еле нас касаясь…
На берегу, где море окунулось
В июльское тепло, в июльскую жару
Нахлынет и уйдёт. Коснётся, обнимая,
Направит долгожданную свежайшую струю.
Острее соль на сомкнутых губах,
Морские капли тяжелее на глазах
И южный ветер, с западным сливаясь,
В противоречье чувств, в воде шатаясь,
И мягкая волна, и тёплый ветер,
И та рука, что всех милей на свете!
В воронке ожидания любви,
О, счастье, я прошу, не обойди,
Случайно эти берега и эти окна,
И ту…, что неразборчива в любви.
Ту глупость, юность, ветреность, томленье,
В ночных мечтах зелёной простоты.
***
Но теперь-то уж я точно знала, что с этим делать! Никому до времени не расскажу и не покажу, даже в щёлочку. Это будет моя тайна, свою маленькую девочку в себе я научилась ценить и беречь, а значит, не показывать каждому встречному-поперечному. И это очень помогло мне на выступлении, оно было удачным, ПОЛУЧИЛОСЬ (!!!) «рассказать» на сцене музыкой то, что чувствую.
Продолжение следует…
27.10.2022