… Она пленница короля лангобардов Альбоина, а теперь и его наложница. Конкубина, как говорят в Риме. До нее дошли слухи о том, что ее отец, король гепидов Кунимунд, взбешен похищением дочери и идет войной на Альбоина. Куда ему… Лангобарды в союзе с Константинополем непобедимы, ее земляков ждет горькая участь. Бедный отец. И бедная принцесса Розамунда, обреченная на вечный позор.
Разгром
В середине 6-го века длиннобородые (так переводятся «лангобарды») пришли на север Апеннин. Их привел вождь по имени Альбоин, ставший первым королем итальянских лангобардов. Для королевства гепидов, что приходились родней готам, настали плохие времена; лангобарды отличались силой, храбростью, умением договариваться с римлянами и с соседними аварами. Гепиды проиграли много битв, но не сдались. Тогда Альбоин похитил дочь их короля Розамунду; пылая страстью или желая разозлить своего врага Кунимунда? Одно другому не мешает.
… Розамунда, не мигая, уставилась на страшный трофей. Это череп ее отца, из которого свирепый Альбоин сделал кубок для вина. Да, гепиды проиграли последнюю битву, их народ истреблен; кто остался в живых, подался в Византию. Короля Кунимунда обезглавили. Теперь он смотрит на дочь пустыми глазницами. Розамунду передергивает от ужаса.
Скоро ее судьба делает крутой поворот: насильник Альбоин решает на ней жениться. У него умерла жена, он готов создать новую семью. Почему с конкубиной? Она королевских кровей, ему это важно; их дети унаследуют трон лангобардов с полным правом. Розамунда прекрасно понимает, что Альбоин не испытывает к ней особого чувства. А она к нему?
О, еще какое сильное…
Роковая пирушка
573 год, Верона. Король лангобардов закатывает трапезу; столы уставлены яствами, вино льется реками. Супруга Розамунда тут же, сидит рядом. Альбоин сильно навеселе, обводит собутыльников мутным взором; вдруг взгляд его обретает ясность, фокусируется на чаше с вином. Он вспоминает, что у него имеется другая чаша, да какая: мало кто может такой похвастать.
Взмахом руки король подзывает слугу, что-то шепчет тому на ухо. На столе появляется череп Кунимунда; гости громко перешептываются. По знаку короля кубок наполняют вином. Альбоин поворачивается к жене, произносит заплетающимся языком:
- Выпей со своим папой! (Эту фразу цитирует Павел Диакон в своей «Истории лангобардов»)
Розамунда не желает скандала. Берет чашу, осушает до дна. Один бог знает, чего ей это стоит. Зато она уже не так боится осуществить свой план.
«Она всегда ненавидела мужа и выжидала случая отомстить за оскорбления, нанесенные ее отцу», - пишет Григорий Турский в «Истории франков». По окончании веронского пира время пришло.
Послеобеденный отдых Альбоина
С некоторых пор Розамунда тайно пускает в свою постель Гельмигиса - оруженосца и вдобавок молочного брата Альбоина. Ей удается уговорить любовника с его приятелем прикончить короля; видимо, у обоих накопились к нему претензии или Розамунда щедро платила за услуги. Однажды, когда Альбоин сытно поел и прилег вздремнуть, королева на цыпочках вынесла из его покоев оружие, а меч крепко привязала к кровати. Следом впустила Гельмигиса с сообщником. Муж спал чутко, вошедшие его разбудили. Хвать меч – а тот застрял на веревке. Король не растерялся, стал отбиваться скамейкой для ног. Но разве это оружие? Альбоина без труда прикончили.
У лангобардов убийцам больше делать нечего; они бегут в Равенну, где местный экзарх Лонгин кладет глаз на Розамунду – видно, дама и впрямь хороша собой. Или опять расчет? Она не против новой свадьбы, но мешает Гельмигис (по некоторым сведениям они с Розамундой успели пожениться).
Конец Розамунды
Что с тобой делать, постылый Гельмигис? Ни титула у тебя, ни богатства. А Лонгин ждет и долго ль еще сможет ждать? Прости, Гельмигис.
Душа Розамунды с годами очерствела; она подносит верному лангобарду кубок с отравленным вином. Хлебнул Гельмигис – чувствует, что-то не то пьет. Мигом соображает, в чем дело. Хватает бесстыжую Розамунду, клинок к горлу приставляет: твой черед отведать отравы, изменщица. Та понимает, что влипла и деваться некуда. Глоток, потом второй. Чаша пуста, Гельмигис с Розамундой расположились на полу в красивых позах. Занавес.
Так было или не так, уже не доказать. Григорий Турский сообщает, что королеву с ее дружком лангобарды убили еще при бегстве. Зато легенда осталась.
Автор – Марина Туманова