Найти тему
МИР (Море История Россия)

"Севастопольская побудка" Так ли виноват адмирал?

Вот, даже не знаю, как ко всему этому относиться... Ну, чистое 22-е июня 1941 года, но на календаре в тот день было еще только 16 (29) октября 1914 года. Все те же "Не поддаваться на провокации!", ну, а с другой стороны...

Турецкие эсминцы немецкой постройки.
Турецкие эсминцы немецкой постройки.

Одно дело "избегать поводов к конфликту", другое дело быть в готовности к отражению возможного нападения. Крепость 1 класса Севастополь находилась не в Босфоре.

"Вики..." пишет:

" В конце июня 1916 года был снят с должности Николаем II по докладу начальника Морского генерального штаба адмирала А. И. Русина, безосновательно обвинившего командование Черноморским флотом в бездействии и отдаче инициативы противнику".

Ну, как "безосновательно"... Давайте посмотрим.

Командующий Черноморским флотом русский адмирал Андрей Августович Эбергард получил известие о выходе 27 октября вражеского флота из Босфора. О возможной войне с Турцией он был предупрежден (и неоднократно). Предупреждение было 20 октября. Вечером 28 октября пришла телеграмма от Начальник штаба Верховного Главнокомандующего Русской армии Николая Янушкевича, что Турция решила объявить войну России в течение 24 часов.

Около 10 ч 20 мин еще 28 октября командующий флотом получил радио с парохода «Александр Михайлович» о том, что им был встречен «Goeben» (пардон, у меня нет немецкого шрифта на машине, пишу ) с двумя миноносцами.

В 13 ч 30 мин 28 октября, когда флот уже входил на Севастопольский рейд, флаг-капитан по оперативной части штаба командующего флотом капитан 1 ранга Кетлинский запросил по радио пароход «Александр Михайлович»: «Уверены ли, что видели «Goeben»?»

В 16 ч был получен ответ: «Goeben» прекрасно знаю».

Что сделал наш командующий?

Вроде бы как, был выставлен дозор — на подходах к Севастополю находились три угольных миноносца — «Лейтенант Пущин», «Живучий» и «Жаркий». Принято писать о том, что "эскадра находилась в готовности" В какой? По флоту было объявлено «третье положение» (ну,так себе готовность).

Адмирал приказал минной дивизии, которая ушла в Евпаторию на учебные стрельбы, идти в Севастополь. "Вики..." пишет: " Минный заградитель «Прут», бывший с заданием в Ялте, также получил указание вернуться".

Серьезно? Как раз наоборот, почти одновременно с приходом флота на рейд Севастополя (т.е. накануне, 28 числа) командующий приказал заградителю «Прут» приготовиться немедленно к походу. Целью этой посылки являлась перевозка из Ялты в Севастополь одного батальона 62-й пехотной дивизии, которая по требованию ставки должна была быть срочно отправлена из Крыма на фронт. Один из батальонов был расквартирован в Ялте, и теперь, чтобы не задержать отправления дивизии, командующий флотом решил перевезти его морем. Так как никаких, по мнению штаба, готовых транспортных средств у флота не имелось, решено было послать заградитель «Прут», который только что ходил с флотом в поход и, таким образом, был в полной готовности. Еще раз: минзаг с минами на борту послали за пехотой (потому, как ничего другого не нашлось). Класс! Но, это так... лирика.

Смотрим развитие событий:

По-хорошему, операцию нужно было бы назвать "Одесской побудкой", ибо первой была Одесса (правда, в отличие от Севастополя, этот порт не был крепостью). Но Одесса была первой.

Эскадренные миноносцы «Gayret-i Vataniye» (в смысловом, но не дословном переводе с турецкого, что-то вроде «За Родину!») и «Muâvenet-i Millîye», или в переводе с турецкого «Народная поддержка» (пишу латиницей, ибо в арабской вязи не силен) около 1 часа ночи подошли к Одессе.

Парадокс ситуации заключался в том, что оба эти эсминца были построены на "народные средства" (токмо турецкие) Как Вы думаете, где?

Правильно! "Schichau-Werke, Германия" их строили под номерами S-165 и S-168. Их построили в 1908 году, и...

Они были уже турбинными: 4 котла "Торникрофта-Шульца" под уголь и под нефть. Две турбины, скорость 26 узлов, Вооружение, правда, слабовато оно состояло из двух 8,8-см (3,5 дюйма) орудий SK L/30, трех 5,2-см (2 дюйма) орудий SK L/55 и трех торпедных аппаратов.

НЕ выключая ходовых огней, в 3 часа ночи оба эсминца вошли в Одесский порт. Служба всполошилась только тогда, когда торпедой с "Гайрета..." была потоплена канонерская лодка "Донец" (вооружение: 2 × 1 — 152-мм,
1 × 120-мм, 2 × 1 —
75-мм/50 (все пушки системы Канэ), 4 × 1 — 47-мм орудия Гочкиса), а огнем с «Муавенета..." был поврежден "Кубанец" (вооружение точно такое же).

-2
Наши канонерки
Наши канонерки

Правда, что там могли повредить турецкие 8,8-см немецкого производства, не очень понятно, но, тем не менее, кроме «Кубанца» и «Бештау» в гавани Одессы была потоплена угольная баржа, получили повреждения четыре торговых судна (русский «Витязь», английский «Вампоа», французские «Портюгаль» и «Оксюз»), а на берегу — трамвайная станция, сахарный завод и нефтехранилище.

Пока эсминцы атаковали Одессу, третий корабль выставил минное заграждение. Утром 17 (30) октября все три турецких корабля благополучно вернулись в Босфор.

Таким образом, дислокация флота к полуночи 29 октября была следующей:

Главные силы: все линейные корабли и крейсера на Большом рейде в Севастополе: здесь же четыре заградителя с полным запасом мин. Все боевые корабли в полной боевой готовности с поднятыми парами. Заградители без паров. Минная бригада в Евпаторийском заливе в 6-часовой готовности.

В море — в дозоре дивизион из трех миноносцев между Севастополем и Евпаторией и «Прут» между Ялтой и Севастополем.

В Одессе — канонерские лодки «Донец» и «Кубанец» и заградитель «Бештау», у Очакова — заградитель «Дунай».

В Батуме — транспорт «Березань» и заградитель «Дыхтау».

В 4.45, по радио, в Севастополе с радиостанции РОПИТ было получено сообщение о набеге. И, что?