Дети с рождения обладают способностью имитировать широкий спектр эмоциональных реакций. Наиболее интересной чертой для исследователей и родителей является младенческая улыбка.
Когда младенцы начинают улыбаться и как улыбка меняется в процессе развития? Почему они вообще улыбаются? Попробуем ответить на эти вопросы.
Курс развития улыбки
Если внимательно присмотреться, можно увидеть улыбку даже у новорожденного. Самая ранняя фаза улыбки у младенцев называется спонтанной или рефлекторной улыбкой (Wolff, 1987). Примером рефлекторной улыбки служит улыбка, вызываемая поглаживанием губ или щек. Чаще всего улыбка в раннем возрасте является спонтанной и, по-видимому, зависит от внутреннего состояния младенца. Точная природа внутреннего стимула остается загадкой. Вероятно, что в первые 3-4 недели младенцы, улыбаются, когда им комфортно или в периодах быстрого сна (Emde, Gaensbauer, & Harmon, 1976; Wolff, 1987). Однако неясно, вызваны ли ранние улыбки колебаниями пробуждения и возбудимости или же они отражают удовольствие (Camras et al., 1991). Уже в период новорожденности заметны различия в улыбках девочек и мальчиков. Первые демонстрируют более спонтанные улыбки, чем вторые (Korner, 1974). Существует предположение, что девочки генетически более предрасположены к социальным взаимодействиям, чем мальчики, так как они чаще улыбаются, тем самым вовлекая окружающих людей в общение (Freedman, 1974).
Между 3-й и 8-й неделями младенцы переходят к следующему периоду улыбок. Дети начинают реагировать не только на внутренние ощущения, но и на широкий ряд внешних стимулов, в том числе социальных стимулов, такие как лица и голоса. Высокий человеческий голос или сочетание голоса и лица (особенно с богатой мимикой), являются гарантом улыбки в первые 6 месяцев жизни.
Однако ключевые аспекты человеческого лица, которые эффективно способствуют улыбке, у нормально развитых младенцев изменяются по мере их взросления (Ahrens, 1954). Последовательность развития такова, что сначала важна конфигурация глаз (до 2-х – 3-х месяцев), затем рта (до 3-х – 4-х месяцев) и, наконец, детей начинают интересовать другие черты лица, а также выражение. Более того, не все социальные агенты одинаково эффективно вызывают улыбку. Поэтому к 12-ти неделям младенцы начинают выборочно улыбаются знакомым людям (Camras et al., 1991). Трехмесячные младенцы чаще улыбаются, когда их улыбки подкрепляются улыбкой и вокализацией родной матери (или иного опекуна), чем когда они подкреплены одинаково отзывчивыми незнакомками женского пола (Wahler, 1967). Дифференцированная реакция на разных людей предполагает, что к 3-м месяцам улыбка младенца сигнализирует об удовольствии, а не просто о возбуждении.
Дополнительным доказательством того, что улыбка сигнализирует о радости, являются данные о том, что у 6-ти месячных младенцев улыбка наблюдалась чаще, когда они были вовлечены в продолжительную социальную игру. По сравнению со временем, когда никто с ними не играл (Weinberg, Gianino, & Tronick, 1989). Однако не все улыбки одинаковы. У малыша на лице можно увидеть ухмылку или лукавство. Некоторые улыбки мимолетны, а другие напротив длятся долго. Младенцы демонстрируют разные виды улыбок в ответ на события окружающей среды (Dunkeld, 1978). Дети в возрасте от шести до двенадцати недель изображение больших черных точек вызывает быструю и короткую по времени улыбку, в то время как своим матерям они улыбаются медленнее, но продолжительнее. В эксперименте при виде незнакомки женского пола младенцы начинали улыбаться только после еще большей задержки, чем при виде лица матери. Во время игры, когда ребенок должен выяснить, какое поведение ждет от него незнакомец (например, поворот головы, высовывание языка), у него снова возникают другие виды улыбок: более быстрые и короткие, но шире, чем вышеописанные три вида улыбок. Данные подтверждают, что младенцы улыбаются своим матерям иначе, чем незнакомцам (Fox & Davidson, 1988). Улыбки матерям, можно охарактеризовать искренними улыбками счастья, которые включают не только мышцы рта, но и морщины вокруг глаз. Такие улыбки называются улыбками Дюшенна в честь француза, который заметил эту закономерность более 100 лет назад. Напротив, 10-ти месячные дети в исследовании показали меньше искренних улыбок или улыбок Дюшенна незнакомцам. Улыбка — это не просто улыбка, она может передавать разную информацию и разную реакцию.
Не все условия одинаково эффективны для развития улыбки. Как показал Гевирц (1967), израильские дети, выросшие в семейной среде, улыбались больше, чем младенцы, выросшие в кибуце или интернате, где уровень стимуляции предположительно был ниже.
От улыбки к смеху
К 4-м месяцам младенцы начинают смеяться (Sroufe, 1979). Смех, как и улыбка, может играть важную роль во взаимодействии воспитателя и младенца. В частности, смех младенца может служить для поддержания близости матери или другого опекуна и, следовательно, является очень адаптивным паттерном реакции.
Мало что было известно о раннем развитии смеха, пока Сроуф и Вунш (1972) не помогли заполнить этот пробел, исследуя смех в первый год жизни. Используя матерей в качестве помощников, эти исследователи изучили количество смеха, вызванного широким набором визуальных (человеческая маска, исчезающий объект), тактильных (подпрыгивание на коленях, дуновение волос), слуховых (выпячивание губ, шепот, ржание лошади) и социальных (ку-ку, закрывание лица ребенка и высовывание языка) стимулов. Участвовали младенцы в возрасте от 4-х до 12-ти месяцев.
В возрасте 4-х месяцев наблюдается отчетливое увеличение числа ситуаций, вызывающих смех. Это наиболее заметно между четвертым и девятым месяцами жизни. Кроме того, характер раздражителей, вызывающих смех, изменяется по мере развития ребенка. В то время как тактильная стимуляция, может быть эффективной для 5-ти месячного ребенка, старшие младенцы теряют к ней интерес. В третьей четверти первого года младенцы больше реагируют на социальные игры (ку-ку), визуальные спектакли и другие действия, в которых они могут участвовать. Например, раскрытие лица матери из под ткани, война с одеялом или игра в перетягивание каната. К концу первого года и на протяжении всего второго года жизни младенцы все чаще улыбаются и смеются в ответ на действия, которые они создают сами. Например, младенец может несколько раз ударить по музыкальному мобилю, чтобы он повернулся, а затем громко рассмеяться. Смех усиливается по мере развития детей и становится все более социальным событием. В одном исследовании с участием детей в возрасте от 3-х до 5-ти лет почти 95 % случаев смеха происходили в присутствии других детей и взрослых (Bainum, Lounsbury, & Pollio, 1984). Глупое поведение и клоунада чаще всего вызывали смех в детском саду.
Объяснение улыбки и смеха
Немногие явления имеют единственное объяснение. Улыбка и смех не являются исключением. Некоторые теоретики считают улыбку врожденной детерминацией (Spitz & Wolf, 1946), в то время как другие подчеркивают роль обучения (Gerwirtz, 1967). Наконец, некоторые теоретики для объяснения улыбки и смеха выдвинули гипотезу перцептивного распознавания (Kagan, 1984).
Является ли улыбка врожденной? Некоторое подтверждение точки зрения о том, что улыбка и смех имеют сильную основу для созревания, исходит из исследований близнецов и исследований недоношенных детей. Было обнаружено, что однояйцевые близнецы демонстрируют большую конкордантность, чем разнояйцевые близнецы, во времени начала и в количестве социальных улыбок (Plomin & DeFries, 1985). Исследования улыбки у недоношенных детей также указывают на роль факторов созревания в появлении улыбки. Нормальный (концептуальный)период с момента зачатия младенца до его рождения составляет 40 недель. Большинство доношенных детей начинают улыбаться в 6 недель или в концептуальном возрасте 46 недель. Недоношенные дети, рожденные в 34 недели, часто не улыбаются до 12-ти недель после рождения или до 46-ти недель после зачатия (Dittrichova, 1969). Тот факт, что возраст, основанный на дате рождения, не является лучшим показателем начала улыбки, подчеркивает роль, которую играют факторы созревания.
Хотя время начала улыбки может быть определено биологически, маловероятно, что одни только генетические факторы объясняют различия в скорости развития улыбки и смеха. Как мы уже видели, частота улыбок, по-видимому, зависит от типа среды воспитания. Чтобы объяснить эти различия в улыбке, были предложены объяснения теории обучения. Стимуляция со стороны взрослых, особенно знакомых опекунов, которая следует за улыбкой младенца, может увеличить частоту улыбок (Brackbill, 1958).
Адекватное объяснение улыбки и смеха должно учитывать частоту улыбки и объяснять, почему разные события вызывают улыбку и смех в разном возрасте. Почему маленькие дети улыбаются простым игрушкам, а дети постарше чаще улыбаются или смеются, играя в интерактивные игры? Точка зрения перцептивного распознавания дает лучшее объяснение этих аспектов улыбки и смеха. Согласно данной теории, лучше всего понять развитие улыбки можно, рассматривая младенца, как обрабатывающий информацию организм, который пытается придать структуру или смысл поступающей стимуляции. Один из способов, которым младенец осмысливает внешний мир — это формирование мысленных представлений о внешних событиях, которые называются схемой. Процесс разработки схемы ранее подробно обсуждался в статьях о когнитивном развитии. Достижение соответствия между схемой и поступающим стимулом является средством понимания младенца. Это достижение (создание схемы события), является источником удовольствия, о котором сигнализирует улыбка (Kagan, Kearsley, & Zelazo, 1978). Подтверждение гипотезы исходит от Зелазо (1972), который обнаружил, что младенцы, столкнувшиеся с новым событием, сначала остаются невозмутимыми. Позже, когда они начинают понимать происходящие на их лице появляется улыбка. Но, когда им становится скучно, частота улыбок снижается. Если увидеть это явление в реальной жизни, трудно избежать выводов о том, что улыбка возникает в результате акта перцептивного узнавания.
Таким образом, начало улыбки и смеха может быть предопределено биологически, но ход развития этого поведения определяется как сдвигами в когнитивных способностях, так и социальным опытом ребенка.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: детская психология, научная психология, эмоциональное развитие ребенка, развитие младенца, почему ребенок улыбается, когда младенец начинает улыбаться, развитие улыбки, когда младенец начинает смеяться, как рассмешить младенца.