Главное снаряжение морского охотника — надежная моторная лодка с хорошими мореходными характеристиками и управляемостью в суровых чукотских условиях. По словам Валерия Каваугье, только такая помощница способна обеспечить достойный улов трески или помочь добыть лахтака — морского зайца. Валерий — житель поселка Сиреники, что находится в Провиденском районе Чукотского автономного округа. Он потомок народности аватми, относящейся к группе эскимосов. С недавних пор он выходит в море на лодке, произведенной на территории опережающего развития «Чукотка». Создать такие лодки — современные, безопасные, отвечающие всем нуждам моряков, заводу в Анадыре помогли льготы и преференции территории опережающего развития.
Сохраняя традиции предков
Впервые в море Валерий вышел еще мальчишкой — в 9 лет, под чутким руководством своих дядей и деда, а к 14 сумел достичь мастерства взрослых. Сегодня Валерию 38, и он уже берет в море своего сынишку, помня залог предков, которые всегда говорили молодому охотнику: «Смотри и учись, как делают старшие. Знание побережья придет с опытом».
За почти тридцатилетний стаж Валерий научился ориентироваться в море разными способами — по компасу, по GPS, по волне и линии берега.
«Самое сложное — это в тумане определить где суша. Ориентироваться можно по направлению течения. В Сирениках оно обычно идет с запада на восток, и, чтобы понять, где сейчас находится лодка, я бросаю в воду веревку. Если веревку уносит в сторону востока, значит берег справа. И наоборот», — говорит Валерий.
Охота не ради забавы
Сезон морской охоты в этой части полуострова длится практически круглый год — с января по декабрь. Поэтому местным очень важно, чтобы лодка могла выдержать не только низкие температуры, но и контакт со льдом. Реже море открывается в марте, и охота начинается чуть позже. Когда море закрыто, население ездит на подледную рыбалку на снегоходах.
Пойманная добыча никогда не пропадает. Юных охотников с детства учат разделывать рыбу и туши животных так, чтобы все шло в дело — это настоящее искусство, которое передается от отца к сыну. Если улов удался, и количество пойманного хариуса, налима или сига превышает нужды конкретной семьи, остатки сдают на специальный склад здесь же, в Сирениках. Оттуда взять рыбу и мясо могут все желающие абсолютно бесплатно. Обычно это те семьи, у которых некому ходить в море. Здесь никто не охотится ради забавы.
Рука помощи
Парк маломерных судов на Чукотке давно требовал обновления. Лодки износились, иногда не соответствовали требованиям безопасности. Именно поэтому в апреле 2017 года состоялась встреча морских охотников с Александром Ендальцевым, учредителем компаний по производству современных лодок. На встрече горячо обсуждалось, какой должна быть конструкция судов, говорилось о достоинствах и недостатках имеющихся лодок, чтобы на основании этого изготовить новые, удобные транспортные средства.
И это удалось. Так была создана одна из первых моделей — большая лодка «Алеут», которая предназначалась именно для использования морскими охотниками. Почти 5.5 м в длину, тяжелая, с плавным ходом. За ней появились серия «Чукчанка», модели «Касатка», «Кадьяк» и «Беркут» — как раз такая есть у Каваугье.
Особенно интересна лодка «Кадьяк», которая получила свое название в честь бурого медведя. Их на Чукотке в избытке. Именно из-за косолапого здесь не красят лодочные корпуса — яркий цвет привлекает хищника, а натуральный оттенок алюминия остается незамеченным медведем.
Помимо судов завод выпускает прицепы для лодок — чтобы их можно было доставить на берег из любой точки полуострова, а также сани для снегоходов. Без последних на Чукотке сложно, порой это единственное транспортное средство, способное преодолеть заснеженные сухопутные маршруты.
Чтобы обновление парка маломерных судов полуострова проходило активнее, компания «Алеут» решила получить статус резидента территории опережающего развития «Чукотка».
Это дало весомые привилегии при развитии бизнеса. Говоря о них, генеральный директор Александр Ендальцев отмечает:
«Наиболее актуальным для нас оказалось обнуление ставок — по налогу на прибыль, землю, имущество организаций на срок до 5 лет, снижение тарифа по страховым взносам с 30 до 7.6% на срок до 10 лет. Возмещенные суммы помогли компенсировать затраты на приобретение оборудования, моторов».
При поддержке Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики предприятие также воспользовалось программой «Повышения мобильности трудовых ресурсов», которая помогла найти и привлечь на завод квалифицированные кадры. Специалисты КРДВ и Управляющей компании ТОР «Чукотка» по сей день помогают «Алеуту»: с консультациями, составлением бизнес-планов, медийным продвижением. В рамках последнего одной из действенных мер поддержки стал товарный знак «Сделано в ТОР СПВ Дальний Восток». Благодаря ему продукция завода бывает представлена на выставках, получает маркетинговую поддержку.
С момента получения статуса резидента выпущено чуть более 100 лодок. В год продается около 20. Все они предназначены для местного населения и покупаются чукотскими рыболовами и морскими охотниками, в другие регионы пока не поставляются, но в планах увеличение рынка сбыта есть.
Строительство завода по производству современных алюминиевых лодок стало возможным благодаря преференциям режима ТОР и поддержке Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики. Обнуление ставок по ключевым налогам позволило сократить сроки окупаемости проекта и снизить издержки, пустив финансовые средства на развитие бизнеса, а консультационная и юридическая поддержка КРДВ помогла чувствовать себя увереннее на рынке. Вот и получается, что совместные усилия властей и предпринимателей региона помогают сохранять традиции, культуру и самобытность коренных жителей Чукотки.