Найти тему

Лодки для эскимосов: на Чукотке открыли новое производство

Оглавление

Главное снаряжение морского охотника — надежная моторная лодка с хорошими мореходными характеристиками и управляемостью в суровых чукотских условиях. По словам Валерия Каваугье, только такая помощница способна обеспечить достойный улов трески или помочь добыть лахтака — морского зайца. Валерий — житель поселка Сиреники, что находится в Провиденском районе Чукотского автономного округа. Он потомок народности аватми, относящейся к группе эскимосов. С недавних пор он выходит в море на лодке, произведенной на территории опережающего развития «Чукотка». Создать такие лодки — современные, безопасные, отвечающие всем нуждам моряков, заводу в Анадыре помогли льготы и преференции территории опережающего развития.

Сохраняя традиции предков

Впервые в море Валерий вышел еще мальчишкой — в 9 лет, под чутким руководством своих дядей и деда, а к 14 сумел достичь мастерства взрослых. Сегодня Валерию 38, и он уже берет в море своего сынишку, помня залог предков, которые всегда говорили молодому охотнику: «Смотри и учись, как делают старшие. Знание побережья придет с опытом».

-2

За почти тридцатилетний стаж Валерий научился ориентироваться в море разными способами — по компасу, по GPS, по волне и линии берега.

-3

«Самое сложное — это в тумане определить где суша. Ориентироваться можно по направлению течения. В Сирениках оно обычно идет с запада на восток, и, чтобы понять, где сейчас находится лодка, я бросаю в воду веревку. Если веревку уносит в сторону востока, значит берег справа. И наоборот», — говорит Валерий.

-4

Охота не ради забавы

Сезон морской охоты в этой части полуострова длится практически круглый год — с января по декабрь. Поэтому местным очень важно, чтобы лодка могла выдержать не только низкие температуры, но и контакт со льдом. Реже море открывается в марте, и охота начинается чуть позже. Когда море закрыто, население ездит на подледную рыбалку на снегоходах.

Пойманная добыча никогда не пропадает. Юных охотников с детства учат разделывать рыбу и туши животных так, чтобы все шло в дело — это настоящее искусство, которое передается от отца к сыну. Если улов удался, и количество пойманного хариуса, налима или сига превышает нужды конкретной семьи, остатки сдают на специальный склад здесь же, в Сирениках. Оттуда взять рыбу и мясо могут все желающие абсолютно бесплатно. Обычно это те семьи, у которых некому ходить в море. Здесь никто не охотится ради забавы.

-6

Рука помощи

Парк маломерных судов на Чукотке давно требовал обновления. Лодки износились, иногда не соответствовали требованиям безопасности. Именно поэтому в апреле 2017 года состоялась встреча морских охотников с Александром Ендальцевым, учредителем компаний по производству современных лодок. На встрече горячо обсуждалось, какой должна быть конструкция судов, говорилось о достоинствах и недостатках имеющихся лодок, чтобы на основании этого изготовить новые, удобные транспортные средства.

-7

И это удалось. Так была создана одна из первых моделей — большая лодка «Алеут», которая предназначалась именно для использования морскими охотниками. Почти 5.5 м в длину, тяжелая, с плавным ходом. За ней появились серия «Чукчанка», модели «Касатка», «Кадьяк» и «Беркут» — как раз такая есть у Каваугье.

Особенно интересна лодка «Кадьяк», которая получила свое название в честь бурого медведя. Их на Чукотке в избытке. Именно из-за косолапого здесь не красят лодочные корпуса — яркий цвет привлекает хищника, а натуральный оттенок алюминия остается незамеченным медведем.

Помимо судов завод выпускает прицепы для лодок — чтобы их можно было доставить на берег из любой точки полуострова, а также сани для снегоходов. Без последних на Чукотке сложно, порой это единственное транспортное средство, способное преодолеть заснеженные сухопутные маршруты.

-9

Чтобы обновление парка маломерных судов полуострова проходило активнее, компания «Алеут» решила получить статус резидента территории опережающего развития «Чукотка».

Это дало весомые привилегии при развитии бизнеса. Говоря о них, генеральный директор Александр Ендальцев отмечает:

-10

«Наиболее актуальным для нас оказалось обнуление ставок — по налогу на прибыль, землю, имущество организаций на срок до 5 лет, снижение тарифа по страховым взносам с 30 до 7.6% на срок до 10 лет. Возмещенные суммы помогли компенсировать затраты на приобретение оборудования, моторов».

При поддержке Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики предприятие также воспользовалось программой «Повышения мобильности трудовых ресурсов», которая помогла найти и привлечь на завод квалифицированные кадры. Специалисты КРДВ и Управляющей компании ТОР «Чукотка» по сей день помогают «Алеуту»: с консультациями, составлением бизнес-планов, медийным продвижением. В рамках последнего одной из действенных мер поддержки стал товарный знак «Сделано в ТОР СПВ Дальний Восток». Благодаря ему продукция завода бывает представлена на выставках, получает маркетинговую поддержку.

С момента получения статуса резидента выпущено чуть более 100 лодок. В год продается около 20. Все они предназначены для местного населения и покупаются чукотскими рыболовами и морскими охотниками, в другие регионы пока не поставляются, но в планах увеличение рынка сбыта есть.

-11

Строительство завода по производству современных алюминиевых лодок стало возможным благодаря преференциям режима ТОР и поддержке Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики. Обнуление ставок по ключевым налогам позволило сократить сроки окупаемости проекта и снизить издержки, пустив финансовые средства на развитие бизнеса, а консультационная и юридическая поддержка КРДВ помогла чувствовать себя увереннее на рынке. Вот и получается, что совместные усилия властей и предпринимателей региона помогают сохранять традиции, культуру и самобытность коренных жителей Чукотки.