Найти тему

Как обучать годовалого ребёнка. Что нельзя и что можно

Оглавление

Иногда (часто) ребёнок ведёт себя не так, как мы ожидаем. Разумеется, он, как отдельная личность, не должен быть предсказуемым и податливым. Напротив, это было бы негативным симптомом. Однако существуют закономерности, которые позволяют нам, родителям, быть "серыми кардиналами" в поведении малыша.

Легко представить себе ситуацию, когда ребёнок берёт в руки то, что нежелательно или вообще нельзя. Родители при этом объявляют о запрете и отнимают предмет. Результат, как правило, один - ребёнок плачет. Раз за разом родители отнимают, малыш рыдает. Чему мы учим его в этот момент? Тому, что кто-то всегда может применить силу в его отношении. Может управлять им против его желаний и чувств. Тому, что слабость это поражение. Ну, и так далее.

Как мы знаем из педагогической теории, ребёнок в дошкольном возрасте может быть обучаем только тогда, когда это обучение происходит из его собственного желания и мотивации. Другим словами, он учится только по своей воле.

Вернёмся к ситуации, описанной выше. Ребёнок берёт то, что ему нельзя. Варианты решений:

  1. Говорим ему, что эта вещь принадлежит кому-то (например папе). Давай отнесём её папе? Тот, в свою очередь, сердечно благодарит малыша. Мотивация ребёнка - взаимодействие со взрослым.
  2. Предлагаем "игру" с этой вещью. Она как раз очень нужна на кухне в кастрюле! Или внутри ящика - отнесёшь её в ящик? Здесь ребёнок чувствует причастность к быту родителей.

Разумеется, это не относится к по-настоящему опасным предметам, вроде ножа или ножниц. В этом случае конечно же "нельзя". В будущем это можно будет объяснить подросшему человеку ответственностью за его жизнь и здоровье.

А что делать, когда малыш видит, как родители что-то энергично делают (например готовят на кухне) и вместо игрушек хочет предметы со стола? Кроме того, он всегда хочет не то, что предпочтительно для вас! В этом случае разложите то, что вам кажется безопасным на самом краю стола, чтобы ребёнок увидел лишь фрагмент. Главное при этом сделать вид, что положил это туда случайно. Малыш непременно заинтересуется, а завладев предметом, будет чувствовать, что он сам взял то, что сам же и захотел.

В завершении будет не лишним упомянуть про широко известные методики Монтессори, девиз которых звучит примерно так:

Помоги мне сделать это самостоятельно

Взаимодействуйте с ребёнком, уважайте его желания и чувства с самого рождения, не используйте власть в качестве методики - это, если и сработает, то против вас и вашего малыша!