После презентации широкой публике в 2015 году танк Т-14 на платформе "Армата", кажется, практически не претерпел существенных изменений. За семь лет работ над машиной она не получила нового боевого модуля, принципиально иного оборудования, орудия и боеприпасов, а разговоры о серийном производстве давно умолкли. Глядя на эту картину, может показаться, что танк попросту "встал", и работы над ним давно не ведутся.
Впрочем, такое суждение ошибочно. Сегодня я постараюсь развеять эти сомнения, доказав, что "Армата" медленно, но верно движется к своей лучшей модификации, достойной массового выпуска.
1) Катки
Изначально на машине стояли катки без ребер жесткости, сильно схожие с катками машин семейства Т-80. Позже танк получил доработанную ходовую часть. Катки обзавелись ребрами жесткости и незначительно изменились в размерах.
2) Бронирование
Серьезные и весьма заметные изменения претерпела передняя часть корпуса танка. Обо всем по порядку.
2.1. ВЛД (красным)
Верхняя лобовая деталь была видоизменена и стала более пологой. Кроме того, ее толщина заметно увеличилась. Примечательно, что произошло это спустя несколько лет после презентации новой версии бронебойно-оперенного подкалиберного 120-мм снаряда для американского М1А2 "Абрамс" и перспективной 130-мм пушки от компании Rheinmetall.
2.2. Бортовые панели ДЗ "Малахит" (синим)
Видоизменены, по толщине и площади визуально остались прежними.
2.3. Отвал (зеленым)
Изначально был разделен на две части, но со временем стал сплошным.
3) Спаренный пулемет
Изначально в кожухе под 7,62-мм ПКТ был предусмотрен вертикальный вырез. Позже вокруг ствола была установлена трубка, которая закрывается снаружи резиновой заглушкой.
4) СУО
"Армате" не повезло появиться на свет в период серьезного геополитического кризиса. Так, если до 2014 года Россия позволяла себе приобретать тепловизионные матрицы для систем управления огнем за рубежом, то после 2014 года все изменилось.
Поставщик попросту прикрыл для Москвы свою лавочку и машина фактически лишилась важнейшего элемента. На разработку отечественного аналога ушло время, но в конечном итоге импортозамещение прошло успешно.
Разумеется, в данный список включены далеко не все нововведения, а лишь некоторые из них, наиболее заметные. Доработки "Арматы" велись, ведутся и будут вестись, пока все выявленные в рамках испытаний "болячки" с двигателем, электроникой и броней не будут устранены.
Главное здесь - понять, что никто машину не бросил и раньше времени в утиль не отправил. Работы идут, а значит, когда-то они будут завершены!
Кстати говоря, в недавно две "Арматы" засветились на военном полигоне вдалеке от Москвы и Нижнего Тагила. Снимки машин опубликовал в своем Telegram-канале. Буду рад новым визитам и там!