Найти тему
KlinHas

Путешествия по Беларуси - Городец, Лужки, Германовичи, Мосар и Глубокое (68 часть)

Автостоп - лучший друг путешественника, но доверять такому непостоянному средству перемещения достаточно сложно, если нужно синхронизовать его с расписанием общественного транспорта. Я всегда планировал маршруты с автостопом так, чтобы у меня была возможность успеть на автобус/поезд, даже если словить попутку не получится. В этот раз у меня другой случай: я решил полностью положиться на автостоп на тридцатикилометровом отрезке. Получилось даже лучше, чем я мог подумать!

Яндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест

Весь маршрут обозначен на карте выше. Сперва всё было легко: на ночном поезде доехал до Шарковщины, там в 06:25 сел на автобус до Лужек, затем прошёл 2 километра до Городца, где меня ждал огромный усадебно-парковый комплекс Плятеров.

С 16 века имение Лужки принадлежало Сапегам. В 1699 году гетман Казимир Ян Сапега передал это имение в залог Иерониму Жабе. Несколько десятков лет спустя сын Казимира Александр из-за невозможности содержать всё состояние отца продал Лужки Валериану Антонию Жабе.

Казимир Ян Сапега (1638 -1720)
Казимир Ян Сапега (1638 -1720)

После смерти Валериана его имущество унаследовал сын Ян, а следующим владельцем имения был его сын Тадеуш. Сын Тадеуша Жабы умер молодым, поэтому Лужки достались по наследству его дочери Аполинаре, вышедшей замуж за графа Казимира Плятера, с которым она рассталась после 1812 года. Около 1840 года Аполинара продала Лужки Фабианне, жене Кароля Гуттен-Чапского. Впоследствии имение перешло к их младшему сыну Эмерику.

Эмерик Захарьяш Николай Северин фон Гуттен-Чапский (1828 - 1896)
Эмерик Захарьяш Николай Северин фон Гуттен-Чапский (1828 - 1896)

Гуттен-Чапские не жили в Лужках постоянно, а Эмерик решил сделать родовым гнездом Станьково и построить там усадебно-парковый ансамбль. Вслед за этим, в 1880 году он продал имение Войцеху Зиберг-Плятеру. После смерти Войцеха в 1900 году Лужки перешли во его младшему брату Виктору. Последним владельцем Лужек до сентября 1939 года был сын Виктора - Ян Зиберг-Плятер (1908 - 1980).

Усадебный дом (справа) и флигель (слева) Плятеров. Разрешение увеличено нейросетью, покрашено нейросетью.
Усадебный дом (справа) и флигель (слева) Плятеров. Разрешение увеличено нейросетью, покрашено нейросетью.

Есть несколько предположений, когда мог быть построен усадебный дом в стиле неоклассицизма. Вероятнее всего, он был построен во второй половине 18 века века Тадеушем Жабой, однако нельзя исключать и то, что постройка была завершена ещё раньше, возможно, сразу после приобретения имения Валерианом.

Схема усадебно-паркового ансамбля из книги "Збор помнікаў гісторыі і культуры. Віцебская вобласць"
Схема усадебно-паркового ансамбля из книги "Збор помнікаў гісторыі і культуры. Віцебская вобласць"

Усадебный дом пострадал во время Первой мировой, но был восстановлен в межвоенное время без внутренней отделки и с крышей ниже первоначальной. Кроме того, правое крыло первого этажа было укорочено, так как именно оно сильнее всего пострадало от пожара. К 1939 году реконструкция не была полностью завершена.

Усадебный дом после Первой мировой.
Усадебный дом после Первой мировой.

В советское время в усадебном доме размещалась контора колхоза «Городец», сейчас во дворце расположился его наследник с таким же названием.

Перехожу к изучению всего этого многообразия.

Первым объектом на моём пути была придорожная часовня начала 19 века. Расположена она недалеко от поворота на усадьбу.

Часовня в 1936 году, фото покрашено нейросетью.
Часовня в 1936 году, фото покрашено нейросетью.

Подхожу к усадебному комплексу. Сперва заглянул в дом для рабочих. Внутрь можно очень легко зайти и обнаружить, что в советское время дом был жилым.

Дом для рабочих находится на небольшом полуострове на излучине реки, оттуда к усадебному дому не попасть, поэтому ухожу тем же путём и иду дальше в сторону въездной брамы. По пути изучил хозпостройки.

И отдельно залез в заброшенный флигель.

Въездная брама и забор рядом с ней достаточно неплохо сохранились.

А вот и усадебный дом.

Параллельно корпусу дворца, впритык к его левой стороне, располагается здание намного старше усадебного дома, известное как "скарбец" (или "сокровищница". В других источниках здание называют каплицей).

Дальше иду к бровару. Он располагается на ещё одном полуострове, нужно сделать приличный крюк, чтобы добраться до него. Благодаря четырёхколонному портику здание больше напоминает дворец, чем хозяйственную постройку.

Портик бровара в 1936 году. Фото покрашено нейросетью.
Портик бровара в 1936 году. Фото покрашено нейросетью.

В реальности всё сильно видоизменено.

Захожу внутрь.

На втором этаже была обнаружена лаборатория.

Фото портика изнутри сверху вниз
Фото портика изнутри сверху вниз

Рядом с броваром стоит высокое здание, на которое я честно попробовал подняться, но меня хватило только на три этажа: лестницы там уж очень страшные, а в центре помещений - огромная дыра.

Фотографировать внутри тоже было страшно.
Фотографировать внутри тоже было страшно.

Возвращаюсь из Городца в Лужки, там меня ждёт костёл святого Михаила Архангела. В 1741 году Валериан Жаба пригласил в Лужки монахов из ордена пиаристов, которые открыли здесь коллегиум. В 1744 -1756 году монахи возвели каменный храм Михаила Архангела.

После восстания 1830 года был переоборудован под православную церковь, при советах использовался как склад минеральных удобрений. Возвращён верующим в 1988 году.

Вот эти красивые руины у мощёной дороги - бывшая синагога, которая связана с жизнью Элиэзера Бен-Иегуды, которого называют «отцом современного иврита». При синагоге до 1930-х годов действовал хедер (начальная школа по изучению Торы и Талмуда), где обучался и Бен-Иегуда. Он родился в Лужках в 1859 году, учился здесь до 1872 года, затем продолжил обучение в Полоцке, а с 1878 года - в Париже. С 1881 года Бен-Иегуда жил в Палестине, где свою деятельность направил на возрождение иврита как светского повседневного языка.

Вид от синагоги на реку Мнюту. Слева видны руины миквы.

-24

Мощёная дорога ведёт меня к водяной мельнице конца 19 века.

-25

В конце 19 века была построена её нижняя часть, а верхние два этажа из красного кирпича были надстроены в 1912 году.

Рядом с мельницей находится очень интересный деревянный мост на каменных опорах, который сейчас находится в полуразрушенном состоянии.

Залажу внутрь. Первый этаж разделён на три помещения: большое центральное и два боковых поменьше. Ходить там было очень опасно, так как деревянный пол во многих местах прогнил, некоторые доски отсутствовали. Слева внизу цокольного этажа, на который я не попал, были установлены турбины, в центральном помещении цокольного этажа стояли механизмы передачи и регулирования их скорости.

На цокольный этаж я спускаться не решился. Вот его фотография снаружи.

Окно повыше - то, которое я просил запомнить. Окно пониже - уже цокольный этаж и турбины.
Окно повыше - то, которое я просил запомнить. Окно пониже - уже цокольный этаж и турбины.

Лужки и Городец изучены, следующий пункт назначения - Германовичи. Попутку словил очень быстро, водителем оказался разговорчивый поп из германовичской церкви. Помимо очень верного утверждения о том, что подбор автостопщиков - благое дело, он раскритиковал мой метод вытягивания руки.

Изучение Германович началось с костёла Преображения Господня, построенного в 1770 - 1787 годах.

Ксёндз был занят чтением молитв (наверное), поэтому я тихонечко начал обход задней части храма. Внутри он выглядит не очень интересно, но под его новой краской прячется одна тайна...

По окончании службы, завидев с интересом рассматривающего убранство храма человека, ксёндз подошёл ко мне и рассказал немного об истории костёла. Наиболее шокирующей частью был рассказ о том, как его предшественник в самоволку выкрасил стены костёла в белый, закрасив очень интересную роспись, а также показал, где старые фотографии можно найти.

Ещё в Германовичах можно посмотреть интересный усадебный дом Ширинов.

Германовичи (а в то время Ермановичи) впервые упоминаются в 1563 году как поселение в Полоцком воеводстве ВКЛ. До середины 18 века принадлежали Сапегам, в 1739 году Юзеф Станислав Сапега продал местечко пану Яну Гильзену. В 1782 году его сын Юзеф продаёт Германовичи Игнатию Ширину, род которых проживал здесь до 1939 года.

Игнатий (умер в 1796 году) начал строительство усадебного дома в стиле неоклассицизма, которое закончилось только при его сыне Юстине (умер в 1852 году). Также Юстин в 1826 году построил каплицу, которая также должна была использоваться как родовая усыпальница. Сильно пострадала от пожара в 1896 году. В 1915 году были предприняты попытки восстановления: средства были собраны, но Первая мировая война помешала осуществлению плана. В1926 году часовню разобрали, а вырученные от продажи кирпичей средства пошли на ремонт костёла.

Каплица в начале 20 века.
Каплица в начале 20 века.

После смерти Юстина Германовичи унаследовал средней сын Наполеон, а затем имение перешло сыну брата Наполеона Александра - Владиславу Ширину (1847 года рождения). Последним владельцем был, вероятно, его сын Антон.

В 1927 году Министерство государственного казначейства Польши приобрело усадебный дом Ширинов более чем за 35 000 злотых для нужд школы. В советское время в здании тоже размещалась школа. Сейчас там находится музей и "Дом гончара".

В музей в то время очень удачно приехала туристическая группа из Витебска, поэтому удалось послушать кое-что бесплатно. Экспозиция там максимально обычная, ехать из-за музея туда точно не стоит.

Германовичи исследованы. По плану надо было поймать попутку до Шарковщины и купить там билет на автобус до Минска. Машину словили где-то в семистах метрах от Германович, водитель предложил подвезти нас до Глубокого, но мы сперва отказались. Я устал и молча сидел сзади, в то время как "мой более компактный товарищ" умудрился настолько уболтать водителя, что он сам предложил отвезти нас в Мосар, а потом всё-таки довезти до Глубокого, где у нас будет время походить по городу.

Тот самый замечательный водитель
Тот самый замечательный водитель

Мосар - это довольно существенный крюк в 22 километра на пути в Глубокое, но место явно стоит того, чтобы его посетить.

На сегодняшний день самым привлекательным местом в деревне является Костёл Святой Анны и невероятный парк при нём. Построен храм в 1792 году на средства Роберта и Анны Бжостовских, тогдашних владельцев имения.

Костёл Святой Анны, приблизительно 1900 год.
Костёл Святой Анны, приблизительно 1900 год.

В советское время храм продолжал работать, а с 1990 по 2010 происходило его полноценное возрождение: в этот период ксёндзом был Юзеф Булька, при нём храм был отреставрирован, перед ним был разбит потрясающий парк со скульптурными композициями и водной системой.

Покойся с миром
Покойся с миром

И ещё чуть-чуть про спонсоров строительства храма. В 1775 - 1779 Роберт и Анна Бжостовские построили в имении двухэтажный дворец, до наших дней не сохранившийся. В 1918 году дворец и все его роскошные интерьеры сгорели, а стены были разрушены ещё до Второй мировой. Сохранилось достаточно большое количество исторических фотографий, которые я предлагаю посмотреть.

Водитель подождал на стоянке, пока мы закончим осматривать костёл, после чего мы отправились в Глубокое. Этот город знаменит двумя большими барочными храмами, стоящими друг напротив друга.

Вид на два храма с кладбища, на которое я отправился чуть позже.
Вид на два храма с кладбища, на которое я отправился чуть позже.

Сперва посмотрел собор Рождества Пресвятой Богородицы, построенный в 1639 - 1654 годах при монастыре католического ордена кармелитов. В 1865 году монастырь был закрыт, а костёл вскоре был отдан в распоряжение православной церкви.

-44

Захожу внутрь.

И тут повезло! Подвалы были открыты и там проводили экскурсию. Послушать её и пройти вглубь подвалов не удалось, потому что было мало времени до отправления автобуса.

Затем иду в костёл Святой Троицы. Этот храм был построен позже, в 1764 - 1782 годы. В связи с тем, что костёл святой троицы остался единственным католическим храмом в городе, возникла потребность в его расширении, которое провели в 1902 -1908 годах.

А вот так он выглядит сейчас:

Захожу внутрь.

В Глубоком находится одна из немногих сохранившихся колонн в честь Конституции Речи Посполитой 3 мая 1791 года. Ещё одну я видел в Леонполе.

Рядом с колонной находится часовня святого Ильи, построенная в конце 18 века как каплица святого Антония при монастыре кармелитов.

Вот так закончилась эта неожиданно долгая поездка. Я вернулся на автовокзал и сел на автобус до Минска.

Спасибо за внимание и до встречи в следующих отчётиках!