Найти тему

В Самару! Шедевр брутализма и мнение чиновников

Это сейчас Самара стала космической столицей России, а так-то в течение двух последних веков была столицей хлебной. Практически все знаменитые купеческие фамилии поднялись на зерноторговле, да и дореволюционное процветание города обеспечивала она же.

Башни элеватора на въезде в Самару со Старого моста
Башни элеватора на въезде в Самару со Старого моста

«Хлебная витрина» - стрелка Самарки и Волги – была сплошь застроена мельницами , амбарами, а позже – огромными элеваторами. Чтобы оценить былой хлебный статус, лучше всего въезжать в Самару по старому мосту через реку Самарку, и тогда в открывающейся панораме города первым, на что упадет взгляд, будут огромные цилиндрические бетонные башни с зубчатыми «коронами», вызывающие в памяти мощные и неприступные средневековые фортификационные сооружения.

-2

Это достаточно символично, поскольку возвышаются как раз на месте бывшей крепости и тем самым напоминают, что Самара не вчера на карте мира появилась, а ведет свою историю с 16-го века. Хотя сами башни по назначению являются зернохранилищами, а возраст их в масштабах истории младенческий – чуть больше сорока лет.

Архитектор Валентин Смирнов
Архитектор Валентин Смирнов

Обо всем по порядку. В конце 70-х годов прошлого века куйбышевский архитектор Валентин Смирнов приступил к проектированию нового зернохранилища на территории Самарского мукомольного завода №1. Задача было сложной, поскольку Первый мукомольный, как мы знаем – это бывшая мельница купцов Соколовых, запущенная еще в 1906-м. Все эти годы предприятие росло и развивалось, оставаясь в прежних границах, так что для нового элеватора места явно было недостаточно.

Дом-мастерская Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке
Дом-мастерская Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке

По воспоминаниям архитектора, к нестандартному решению его подтолкнул знаменитый дом-мастерская Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке, имеющий цилиндрическую форму и благодаря этому вписавшийся в крошечный участок. В итоге смелого решения с подъемником в центре и хранилищами по бокам на берегу реки Самары появился первый в Советском Союзе элеватор вертикального типа, не имевший на тот момент аналогов.

Фото 80-х
Фото 80-х

Экспериментальный элеватор был новаторским и в технологическом плане – согласование проекта шло больше трех лет, а гигантские 60-метровые башни возвели всего за 30 дней каждую новым методом скользящей опалубки. Так что самарский элеватор уникален по многим параметрам – вертикальному типу, инженерным и строительным технологиям , рекордно коротким срокам строительства, и медаль «Золотой колос» на международной выставке тому подтверждение.

 "Западные ворота" в стиле брутализма - один из символов Белграда
"Западные ворота" в стиле брутализма - один из символов Белграда

Стилистически работа Валентина Смирнова выполнена в редком для Самары брутализме – ярком и неоднозначном направления архитектуры второй половины прошлого века, в основе которого было использование необработанных – «голых» - строительных материалов и конструктивных элементов и полный отказ от декоративного дизайна. Расцвет брутализма пришелся на послевоенный период, когда экономика требовала быстрого восстановления разрушений, и наиболее подходящим материалом для массового строительства был железобетон.

Бруталистское здание парламента Дакке, арх. Луис Кан
Бруталистское здание парламента Дакке, арх. Луис Кан

Новый материал стал и новым средством выразительности, расширяя возможности работы с ритмом, формами, пластикой и «скульптурностью» зданий. В стилистике брутализма работали великие архитекторы прошлого века – Ле Корбюзье, Кендзо Танге, Луис Кан – определившие дальнейшее развитие архитектуры.

Мирно почивший мельничный комплекс Соколовых. Фото А. Макарова
Мирно почивший мельничный комплекс Соколовых. Фото А. Макарова

Что касается нашего «зернохранилища», то исследователь брутализма и всемирно знаменитый фотограф Роберто Конте, приехав в 2016-м в наш город для знакомства с самарскими постройками béton brut , пришел к выводу, что элеватор - один из лучших образцов брутальной архитектуры не только в России, но и во всем мире. Двойная башня высотой больше 100 метров, построенная по уникальной технологии, — это бесспорная и знаковая достопримечательность!

Самый выразительный элемент - бетонные "короны"
Самый выразительный элемент - бетонные "короны"

Но – как известно, нет пророка в своем Отечестве! Местные чиновники мнения Роберто Конти не разделили и заявку на включение элеватора в реестр ОКН с соответствующим приданием охранного статуса отклонили. Хотя он является неотъемлемой частью тихо почившего Первого мукомольного завода, который, в свою очередь, является сменившей название мельницей Соколовых, которая является ансамблем истории и культуры регионального значения.

Вид на Самарку с крыши элеватора
Вид на Самарку с крыши элеватора

А бетонные башни в сознании города так и остаются одной из особых примет. Как там в частушке поется? «Мой милок как элеватор, потому что в три обхвата!»

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете