Что такое агрессия?
Это ответ психики на:
- угрозу (страх)
- неудовлетворение потребности (например, хотели есть, а вам не дали)
- нестыковку мировоззрения (например, я боюсь темноты, а мама говорит, что это чушь. Я люблю такую музыку, а мама говорит, что это слушать невозможно)
Психика выдаёт напряжение (то есть энергию) на этот дискомфорт, которое выражается в виде агрессии.
Процесс взросления сопровождается навыком выдерживать всё более высокий уровень дискомфорта.
Совсем не могу выдерживать = сплошная агрессия.
Могу выдержать высокий уровень дискомфорта = кремень.
До 3 лет ребёнок по определению не может выдерживать большой дискомфорт, потому что его восприятие мира напрямую связано с внутренним состоянием. То есть если мне плохо, мир тоже плохой.
К 3 годам восприятие начинает меняться, но появляется так называемый кризис-конфликт между «я хочу» и «я могу». Родители ограничивают в том, что можно, а что нельзя. И ребёнок сопротивляется как может.
! Важно не путать агрессию с агрессивностью. Агрессивность это способ добиваться своего, это форма поведения.
! Второй важный момент: если по отношению к вам ребёнок не буйный, это не значит, что агрессии нет.
Потому что:
- Сарказм, сплетни, интриги — это тоже вид агрессии.
- Агрессия может быть непрямой (смещена с конкретного человека). Это когда бесит всё, что под руку попадается.
- Она может быть направлена внутрь. Это когда у ребёнка расчёсано тело, грызет ногти, ковыряет, кусает и тд
И апогей агрессивного поведения – это пассивная агрессия. Это когда ребёнку не дают выражать агрессию криками, физической активностью, и он начинает вызывать жалость. Взгляд исподлобья, живот вперёд — ребёнок таким образом пытается отразить агрессию взрослого от себя.
Проблема в том, что с такими детьми постоянно происходят какие-то несчастные случаи, всё время болеют, им сложно потом в отношениях…
Что с ней делать?
-Очень важно давать ей выход.
Поэтому в случае с пассивной внешней агрессией поощрять такое поведение нельзя. Не реагируйте на манипуляцию, чтобы не закрепить ассоциацию – «Я делаю жалобный вид и добиваюсь своего». Просто не нужно запрещать выражать эмоции.
-Невыраженная агрессия держится в психике в виде тревоги, постоянного напряжения.
-Невыраженную агрессию или гнев мамы выражает ребёнок, особенно до 7 лет, когда связь с мамой 95%.
-Агрессия разряжает психику и это можно использоваться как инструмент.
-Маме нужно выдерживать детскую агрессию.
Способы:
- Для удовлетворения потребности – договариваемся. Если не получается договориться и вы не хотите давать ребёнку, что он требует, не запрещайте выражать свои эмоции.
- Всегда показываем ребёнку, что мы его понимаем. Не говорите, что он выдумывает, говорить чушь и так далее, встаём на его сторону. Это установление доверия.
- Не кричим в ответ. Вспоминаем пост про выражение эмоций. Направляем агрессию в космос, куда угодно орём, но НЕ на ребёнка. Он по определению не выдержит наш уровень энергии.
- Для того, чтобы научить ребёнка использовать импульс от агрессии на созидание, а не разрушение, обязательно с 2,5-3 лет ВМЕСТЕ заниматься творчеством. Рисовать, лепить, готовить. Что угодно, где вы в процессе СОтворчества.
- Можно выпускать агрессию через спорт. Но не выбирайте боевые виды. Это энергия выживания, провоцирующая агрессию.
- Танец – идеальный процесс сбрасывания агрессии.
*Переходный возраст — это возраст, когда у ребёнка происходит сепарация через отрицание родителей, меняется гормональный фон, мировоззрение, абсолютно ВСЁ. Бесполезно пытаться заставить быть удобным, благодарным, понятным. Вспоминаем про пассивные виды агрессии.
Лучшее в случае с подростком — это позволить хлопнуть дверью, уйти (интернет — это тоже уход). Дать возможность «отделиться» на сколько это возможно. Дать понять, что вы принимаете его любым.
Записаться на бесплатную диагностическую сессию можно здесь. Пиши в комментарияхк последнему посту «Хочу на диагностическую сессию».