Витольд Гинтовт хоть и работал до войны на комбайне, но сам был из рода литовских князей. Правда, он никогда об этом не задумывался, и был простым советским парнем, как и все.
Танкисты тоже могли быть ассами
Все знают, что ассами называли летчиков в ВОВ. А вот про то, что такое негласное звание могли получать танкисты, знают не все. И действительно, летчик, чтобы стать ассом, должен был сбить определенное количество вражеских самолетов.
А это такая машина, что если ее сбили, и она упала, то восстановить ее уже не представлялось возможным. То ли дело танк – его подбили, а враги утащили его тягачом к себе в тыл, и там отремонтировали.
Как же его можно считать выведенным из строя? Поэтому редко кто считал танковые победы, как в рядах Красной армии, так и в вермахте. Особенно строго с этим было у армии СССР.
Даже каждый самолет, который будущий асс уничтожил, требовал официального засвидетельствования этого. И сделать это было не так уж и сложно. Летчики вылетали на место, видели лежащий на земле самолет, и добавляли своему товарищу очередную звездочку на фюзеляж, а в журнале части делали об этом отметку.
Кстати, немцы своим ассам доверяли без слов – сказал, что сбил, значит так и было. Но подтвердить, что танкист в ходе дуэли уничтожил вражеский танк было практически невозможно.
Да и потом, кому присуждать победу в дуэли? Летчику помогает штурман, и главное здесь слово – помогает. А в танковой дуэли, конечно, от стрелка зависит многое, но иногда большая заслуга принадлежит механику-водителю.
Первый бой Гинтовта
Дмитрий Лавроненко был командиром танка, и заслужил звание асса. Но без грамотных и быстрых действий стрелка-радиста, механика-водителя и заряжающего, вряд ли он смог бы достичь такого результата.
Особенно маневры танка многое значили для победы в танковой дуэли и противостоянии с вражеской артиллерией. Витольд Михайлович Гинтовт был водителем танка Т-34/76. Водить комбайн – это совсем не то, что бронемашину.
Тут нужно иметь особый талант, и Витольд даже не подозревал, что он у него есть. Это был первый его бой, и тогда его танковая бригада сражалась с противником, который значительно превосходил ее в силах и численности.
Танк, который водил Гинтовт, подбил 10 немецких машин, оставаясь для них неуязвимым. Когда они вышли из боя, командир машины доложил вышестоящему начальству, что заслуга в таком успехе принадлежит именно механику. Он так умело маневрировал на поле боя, что все 17 снарядов, попавшие в их танк, просто срикошетили, не причинив машине особого вреда.
Витольд настолько уверовал в свой маневр, когда нужно просто подставлять врагу под удар лобовую броню, развернув ее под углом, что и в следующем сражении решил применить этот способ. Его совершенно не испугало то, что их танк вступил в схватку с двенадцатью машинами противника.
Подвиг танкиста
Но все оказалось не так просто. Кто-то из немецких танкистов уже был знаком с тактикой этого экипажа. Они не стали тратить снаряды,чтобы повредить броню уворачивающейся от их выстрелов машины, а ударили сразу по орудию.
Несколько выстрелов – и красноармейцам стрелять нечем. А чтобы они не смогли покинуть поле боя, пустили снаряд туда, где находился двигатель. Затем немцы подошли к обездвиженной машине, облили ее соляркой, собираясь сжечь.
Но Гинтовт сумел починить двигатель, и у экипажа появилась возможность спастись. Однако последний выстрел повредил не только танк, но и убил весь экипаж, серьезно ранив водителя. Витольд тогда добрался до своих, и получил за подвиг звание Героя Советского Союза.