Я искренне хочу верить в то, что вопрос важности позитивного восприятия педагога своими учениками не требует обсуждений. И конфликтные ситуации, которые порой возникают — это следствие травм, перегруженности, усталости и нехватки навыков. С обеих сторон.
И всё же несколько строк об этом напишу.
Что говорят психологи
Человеку свойственно стремиться убежать от того, что является угрозой выживания и двигаться навстречу тому, что этому выживанию способствует.
Когда человеку приходится двигаться навстречу вещам, которые могут ему навредить, он испытывает ощущение угрозы и стресса.
Когда человек движется навстречу вещам, помогающим выживанию, он испытывает спокойствие и радость.
Чувства угрозы и стресса не способствуют длительной работоспособности.
Что говорят поведенщики
Поведенческие специалисты двумя руками подтверждают это наблюдение и добавляют, что у поведения избегания есть множество форм.
Избегание — это не только уклонение, саботаж или убегание.
Агрессия или самоповреждающее поведение — тоже вполне распространённые формы избегания.
Поэтому для того чтобы ученик стремился к взаимодействию с вами, а не уклонялся от него, надо быть похожим на что-то очень хорошее, приятное и надёжное.
Мамы-педагоги
В современном мире родителям приходится играть ключевую роль в обучении детей. В первую очередь мамам.
Практически все мои знакомые родители активно участвуют в образовательном процессе своих детей. Один лишь контроль выполнения домашней работы чего стоит!
Мамам аутичных детей тоже очень часто приходится брать на себя роль педагогов.
Потому что если не мы, то кто?
И в этом смысле, кажется, что вопрос позитивного восприятия нас ребёнком — это вообще не вопрос.
Ведь у нас уже есть очень богатый опыт общения с ним: мы его любим, целуем, обнимаем, играем, достаём всякие ништяки (простите за просторечие).
Мы сделали для него уже столько всего хорошего, что куда ещё больше?!
Что нового
Моё открытие, которое я совершила благодаря протоколу Хенли, состояло вот в чём:
Тренинг это чередование условий, в которых ребёнок работает и отдыхает. Как, например, урок и перемена.
Только в условиях, когда ребёнок отдыхает, взрослый продолжает работать.
Взрослый не отвлекается на то, чтобы подготовить материалы, записать данные (данные отмечаются очень быстро), заняться другими делами, попить чайку, зависнуть в телефоне. Нет!
Взрослый показывает ребёнку, что он сейчас находится в его полном распоряжении.
Вот сейчас, когда у тебя перемена, ты главный. Мне интересно всё, что ты делаешь. Я готов присоединиться к любой твоей деятельности. Я могу тебе что-то предложить, но без диктата своих правил. Я никуда не тороплюсь и во всём тебя поддерживаю.
Закончим заниматься, тогда и разойдёмся по своим делам )) Ещё можно отвлечься от ребёнка на этапе, когда отрабатывается самостоятельная деятельность. То есть ребёнок находится в условии выполнения задания, но работу выполняет полностью сам.
И это меняет всё!
В первую очередь это меняет отношение ребёнка к занятиям. Это уже не какая-то неизбежная деятельность по расписанию, чтобы заслужить поощрение, а вполне себе приятное времяпровождение, которое нет смысла избегать.
-------------
Вполне допускаю, что это такой "секрет Полишинеля", о котором и так все знают. Но что-то мне подсказывает, что я не единственная, для кого это могло бы стать открытием.
Другими своими открытиями я поделилась в статье:
Надеюсь, было полезно.