Когда пользователь вводит запрос в поисковик, он видит поисковую выдачу. Она формируется из тех страниц, которые обошли поисковые роботы и включили в поисковую базу.
Индексация — процесс внесения информации о сайтах в базу. Она нужна для того, чтобы ваш сайт фигурировал в результатах поиска. Иначе поисковик не сможет показать его пользователю.
Попадание в индекс, а значит и в ранжирование, можно предусмотреть еще на этапе создания сайта. Для этого необходимо грамотно настроить базовые элементы сайта с целью его дальнейшей оптимизации.
Что влияет на индексацию сайта?
Доменное имя
Название сайта должно отражать бренд или сферу деятельности компании. Адрес ресурса рекомендуется настроить ЧПУ — человекопонятный URL. Вместо символов и идентификаторов подбираются простые слова, которые будут интуитивно понятны пользователю. Адреса могут быть кириллическими или латинскими.
Подходящий домен — +1 к продвижению. Главное, не переборщить! Лишние ключевые слова в названии ухудшают ранжирование ресурса. Поисковики не любят переоптимизацию.
Примеры:
- Пример подходящего доменного имени для салона красоты — lashstyle.ru
- Пример домена, в котором допущена переоптимизация и нет бренда — narastit-resnicy-v-moskve-deshevo.ru
Настройка формирования URL
Все разделы на сайте должны быть упорядочены и размещены в подходящих папках. Особенно это важно для интернет-магазинов и каталогов, у которых большой ассортимент.
Адреса страниц формируются в зависимости от структуры. Если она понятная, то и URL будут корректными.
Вариант правильного формирования URL:
Здесь интуитивно понятно, что пользователь находится в разделе “Напольные покрытия”, подразделе “Напольные доски” и в карточке товара. Структура каталога сформирована по видам товаров.
Платформа или CMS
CMS (англ. Content Management System) ― это система создания и управления сайтом. Визуально удобный интерфейс, с помощью которого можно добавлять и редактировать содержимое сайта.
Существует больше 1000 CMS с различными условиями и особенностями: бесплатные и платные, популярные и самописные, конструкторы, фреймворки. Выбор CMS зависит от типа сайта, его целей и бюджета.
Например, если вы планируете создать каталог или интернет-магазин, то 1С-Битрикс ― один из лучших вариантов в плане функционала и возможностей развития. А для блога и сайта услуг подойдет WordPress ― интуитивно понятная админ-панель и плагины для SEO.
Сервер сайта
Web-сервер ― это программное обеспечение, на котором хранятся все данные для корректного функционирования сайта.
Рекомендуется выбирать выделенный сервер. В этом случае в вашем распоряжении будут все ресурсы, которые могли бы распределяться между другими клиентами.
Также вы избежите риска быть соседями по сервису с непроверенными сайтами и блокировки по IP в случае атак, нацеленных на них.
Качество программного кода
Валидный код = код без ошибок.
Сайты с валидным кодом ранжируются лучше, чем с ошибочным. Еще один приятный бонус ― кроссбраузерность. Ресурс будет корректно отображаться во всех браузерах.
Качество исходного кода также имеет значение для скорости загрузки сайта. Меньше ошибок ― быстрее загрузка.
Протокол сайта: http или https
Расширение HTTPS ― безопасный протокол, который отправляет данные, защищенные криптошифрованием.
Для настройки защищенного соединения требуется подключить SSL-сертификат. Он платный, приобрести его можно на специальных сервисах. Эти затраты стоит заложить в бюджет еще на этапе разработки, поскольку у https-протокола есть серьезные преимущества:
- Обеспечение защиты информации от кражи. Пользователи могут без опасений проводить онлайн-оплату и вносить свои данные.
- Повышение лояльности посетителей. Если нет защищенного соединения, то пользователь увидит сообщение:
Такое уведомление уменьшает шансы на то, что посетитель заполнит форму обратной связи, оплатит заказ или вообще останется на сайте.
- Улучшение ранжирования. При формировании поисковой выдачи поисковики учитывают много факторов. Один из них ― защищенный протокол. Такие ресурсы “любят” не только посетители, но и сами поисковые системы. А значит, это возможность обогнать конкурентов.
SSL-сертификат выдается на 1-2 года, в зависимости от условий и тарифа. Главное, вовремя продлевать его, иначе посетителям откроется такая страница:
Настройка адаптивного дизайна и мобильной версии
Сейчас все больше трафика поступает со смартфонов. Поэтому ресурс должен корректно отображаться не только на компьютерах, но и на мобильных устройствах.
Сайты с адаптивным дизайном удобнее для пользователей, а значит клиенты не вернутся к списку поисковой выдачи и не уйдут к конкурентам. Это улучшает поведенческие факторы. Также адаптив является одним из факторов ранжирования.
Пример сайта без настройки адаптива и мобильной версии:
- Требуется скроллить сайт
- Мелкий шрифт на смартфонах
Формат и оптимизация изображений
Формат изображений может повлиять на скорость загрузки — улучшить ее или создать проблемы. Если вам нужен сайт, который будет быстро открываться, выбирайте форматы WebP и AVIF. Они обеспечивают более эффективное сжатие, по сравнению с PNG или JPEG.
При разработке сайта рекомендуется обратить внимание и на название картинок, а также атрибуты Alt и Title. Если заполнить их с включением поисковых фраз, то пользователи найдут ваши изображения по запросам.
Главное, не увлекайтесь переоптимизацией! Не стоит использовать больше одного ключа или делать названия слишком длинными (3-4 слова достаточно).
Как начать продвигаться уже в процессе разработки?
Процесс подготовки сайта к индексации может растянуться на несколько месяцев. Не теряйте это время! Выберите рабочий домен и создайте на нем сайт-одностраничник.
Для чего он пригодится?
- Он будет выполнять роль визитки или лендинга.
Лендинг (landing page) — это ресурс, имеющий одну посадочную страницу. Если у вас есть лендинг, то его можно использовать для сбора заявок с рекламы.
Также он будет работать на возраст — “старые сайты” имеют преимущества над вновь созданными. Таким образом, к моменту окончания разработки у вас будет домен, который уже знаком поисковикам.
- Имея одностраничник, вы сможете зарегистрироваться в справочниках и каталогах.
Самые важные из них — Яндекс.Бизнес и Google Мой Бизнес. Создание карточек компании в этих справочниках повысит доверие пользователей и поисковиков, а также даст возможность собрать отзывы и улучшить рейтинг.
Параллельно стоит озадачиться и поиском каталогов для регистрации. Это могут быть тематические ресурсы, агрегаторы, справочники фирм и т.д. Так вы соберете ссылочный профиль сайта уже в процессе разработки.
Проверка параметров индексации перед запуском
Итак, у вас настроен безопасный протокол, адаптивный дизайн, выбрано подходящее доменное имя и CMS. Код сайта проверен через валидаторы. Ресурс готов к тому, чтобы попасть в поисковую выдачу.
Осталось проверить и настроить:
- Файлы robots.txt и sitemap.xml
Убедитесь, что robots.txt закрывает от индексации не весь сайт, а только технические разделы и страницы личного кабинета пользователя. А карта сайта (sitemap.xml) содержит ссылки на все URL, которые нужно проиндексировать. Например, главную страницу и страницы товаров и услуг.
- Код ответа сервера
Страницы, которые попадают в индекс, должны отдавать код ответа 200 ОК. Несуществующие страницы — 404 Not Found.
- Директива Meta Robots
Если в коде URL есть тег <meta name="robots" content="noindex, nofollow" />, то такая страница индексироваться не будет.
- Счетчики для отслеживания статистики: Google Analytics и Яндекс.Метрика
Код счетчиков рекомендуется настроить с первого дня функционирования сайта. Это позволит собрать полную аналитику со старта работ.
- Вебмастера: Google Search Console и Яндекс.Вебмастер
В вебмастерах отслеживается и корректируется индексация: исключение и включение страниц в поиск, ошибки и рекомендации. В будущем данные сервисы можно будет использовать для корректировки индексации. Например, отправлять в переобход важные страницы или, наоборот, исключать из индекса неактуальные.
Также индексацию улучшает подключение обхода по счетчикам и настройка региональности:
В данной статье мы разобрали наиболее важные этапы, которые стоит учитывать при разработке сайта.
Если у вас отсутствует какой-либо из перечисленных пунктов, смело внедряйте полученную информацию в работу!
Статью подготовила Антонина Дорожкина, digital-маркетолог
10 лет создаю и продвигаю сайты, выстраиваю воронки продаж и увеличиваю в них конверсию
Хотите делегировать разработку сайта, который будет хорошо индексироваться?
Напишите мне, и наша команда профессионалов создаст продающий сайт для вас в кратчайшие сроки