Найти тему
Спорт РИА Новости

"Тутберидзе была недовольна": почему ушел врач, лечивший Валиеву?

   Этери Тутберидзе и Филипп Шветский© Иллюстрация РИА Новости . РИА Новости / Александр Вильф, личный архив Филиппа Шветского
Этери Тутберидзе и Филипп Шветский© Иллюстрация РИА Новости . РИА Новости / Александр Вильф, личный архив Филиппа Шветского

Влад Жуков

Фигура доктора Филиппа Шветского неоднозначна и немного таинственна. С одной стороны, врач сборной, работающий с командой Этери Тутберидзе — разве эти вводные вообще предполагают публичность? С другой, он регулярно появлялся с фигуристками "Хрустального" на соревнованиях, носил собачку Этери Георгиевны, когда та была занята, и даже сидел с Камилой Валиевой в Kiss&Cry на предсезонном турнире в Финляндии в 2021 году. Все это попадало в объективы телекамер, мелькало в соцсетях и активно обсуждалось болельщиками.

Шветский — однозначно самый упоминаемый врач в современном российском фигурном катании. И, возможно, второй самый упоминаемый вообще со времен Рудольфа Загайнова, которого, впрочем, к врачам можно отнести довольно условно.

При всем этом о Шветском известно не очень много. Он официально числится сотрудником Центра спортивной медицины ФМБА России, в разные годы сотрудничал с рядом команд по ряду видов спорта. Вне льда Филипп работает в Госпитале для ветеранов войн №2, по специальности он — анестезиолог-реаниматолог.

Удивительно, кстати, как разнится профессиональное отношение к нему в спорте и вне его. За пределами льда Шветский — пример для коллег, ценный кандр. Во времена активной фазы пандемии коронавируса он работал в так называемой "красной зоне", где лечил тяжелобольных пациентов с хронической патологией органов, рискуя собственным здоровьем и, возможно, даже жизнью. За это Филипп удостоился признания и благодарности не только от них, но и даже от президента России Владимира Путина.

А однажды он спас жизнь человеку прямо в самолете. Во время перелета на Гран-при в Хиросиму одному из пассажиров стало плохо с сердцем, но Филипп сумел вовремя провести необходимые реанимационные мероприятия, и полет закончился благополучно. Так что во врачебных навыках Шветского в бытовой, скажем так, плоскости нет никаких сомнений. А вот дальше начинаются нюансы.

Путь Шветского в спорте напоминает дорогу от скандала до скандала. Так уж вышло, что на его веку постоянно выпадают неоднозначные допинговые истории. К примеру, в 2007 году шестерых российских гребцов уличили в нарушении антидопинговых правил.

"Вокруг этой истории, полной трагизма, конечно же, много сплетен и тайн. Но в действительности руководство федерации, Министерства спорта и ВНИИФКа в течение года боролись за судьбы спортсменов. К сожалению, единственным возможным выходом было взятие на себя всей вины врачом сборной команды — с последующим снижением срока дисквалификации спортсменов с четырёх до двух лет", — позднее объяснял ситуацию сам Шветский в интервью "Спорт-Экспрессу".

Врача отстранили, но в 2010 году санкции смягчили. После этого, как стало известно, он работал с другими российскими спортсменами – в частности, с конькобежцами. А с 2014 года он официально числится врачом сборной России по фигурному катанию.

Эта должность допускает точечное сотрудничество с отдельными тренерскими группами на катках, где они работают. Можно сказать, что в данном случае врачи работают по схеме футбольных тренеров — ты можешь одновременно вести и сборную на факультативной основе, и клуб — на постоянной. До прихода в команду Тутберидзе для Шветского такой постоянной работой была группа парников Нины Мозер, но их сотрудничество в конечном итоге завершилось по инициативе тренера.

А в 2016 году в карьере Шветского случился второй неоднозначный эпизод. На чемпионате Европы 2016 года российская фигуристка Екатерина Боброва, выступавшая в танцах на льду с Дмитрием Соловьевым, сдала положительную допинг-пробу на запрещенное вещество мельдоний. В "Спорт-Экспрессе" предположили, что виновником случившегося мог стать Шветский, перепутавший ампулы с препаратами и введший в организм спортсменки запрещенную субстанцию. Версия, впрочем, не получила официального подтверждения, а сам врач подал на газету в суд.

Где-то за пару лет до Олимпиады в Пекине Шветский начал плотно работать с командой Тутберидзе, оставаясь при этом врачом основной сборной России. Он присутствовал в "Хрустальном" во время тренировок и вообще всячески помогал спортсменам Этери Георгиевны как в соревновательный период, так и вне его. Например, во время пандемии коронавируса он давал им советы по восстановлению, чтобы не перегружать организм после длительного простоя. Его методиками пользовались все — от Алины Загитовой до Анны Щербаковой. Ну, или почти все.

Но затем, на Олимпиаде в Пекине, случилось то, о чем мы и так все знаем.

Общественность, мало-мальски знакомая с личностью Шветского, моментально сделала его одним из соучастников допинг-скандала с Камилой Валиевой, несмотря на то, что официальных обвинений в чем-либо ему никто не предъявлял. Полагаю, причиной тому стала как раз-таки возросшая публичность доктора и желание сместить акценты. Да и тяжело пройти мимо врача команды в таких вопросах, давайте уж совсем честно.

При этом, опять же, никаких обвинений Шветскому не предъявляли. Несмотря на это, как мне говорят источники, Тутберидзе врачом была недовольна, причем еще до Пекина. Якобы он "не собирал и не анализировал данные" о здоровье ее спортсменов — и в этом, полагаю, больше правды, чем в гипотетических допинговых подозрениях. Дело в том, что в "Хрустальном" действительно довольно много травм. Да, их не больше, чем в других группах, но смущает, что многие из них носят стрессовый (то есть накопительный) характер, и их вполне можно было бы избежать или купировать при тщательном отслеживании их динамики.

Но в итоге только в прошлом сезоне в команде Тутберидзе были три сомнительные истории – травма шеи Анны Щербаковой, перелом кости стопы Александры Трусовой и перелом малого вертела бедра Дарьи Усачевой. Вполне вероятно, всех их реально было избежать при должном врачебном контроле.

В результате Шветского в "Хрустальном" больше не будет. Как мне говорят, стороны расстались тепло и по обоюдному согласию, и олимпийский скандал здесь совершенно ни при чем. На это указывает и то, что Филипп сохранил за собой пост врача сборной России по фигурному катанию — то есть он будет присутствовать на соревнованиях и работать с фигуристами, в том числе — и с членами команды Тутберидзе. Правда, уже не на их катке.