Найти тему
ForPost. Лучшее

Зачем России перенаправлять газ в Европу через Турцию

И нужен ли нам этот южный газовый хаб?

Коллаж ForPost
Коллаж ForPost

По словам Владимира Путина, Турция — непростой партнёр, но надёжный. В принципе, в этом и заключается однозначная расстановка приоритетов нашей внешней политики. И главный вопрос данного направления кроется в создании Южного энергетического хаба.

Однако при этом возникает ряд некоторых вопросов: готова ли сама Турция стать одним из главных узлов газового транзита России? Реалистична ли вообще эта тема и какие ресурсные вложения при этом будут необходимы?

Турция уже и сейчас является одним из четырёх каналов, осуществляющих транзит экспорта российского газа в Евросоюз.

Российский газ поставляется по Балканской ветке исправно действующего «Турецкого потока».

Его мощность составляет примерно 43 миллиона кубометров газа в сутки. Это около одной третьей пропускной способности «Северного потока — 1» (150 миллионов кубометров в сутки). Либо одна вторая мощности газовой артерии «Ямал — Европа» (90 миллионов кубометров в сутки). И примерно 15 % от мощности газопровода Украины (390 миллионов кубометров в сутки).

Ещё по теме: Россия и турецкий газовый хаб

И даже если чисто теоретически все четыре газовых артерии будут наполнены, то это позволит перекрыть потребности ЕС только на 60 процентов (они примерно равны 1 миллиарду кубометров в сутки).

Поставки газа в Турцию осуществляются ещё по двум веткам. Это «Голубой поток» (мощность которого составляет 47 миллионов кубометров в сутки) и «Турецкий поток» (пропускная способность которого составляет 43 миллиона кубометров в сутки).

Но для того, чтобы задействовать их для транзита голубого топлива в ЕС, нужно дополнительно построить не только газопроводы, которые будут поставлять топливо из Турции в страны Европы, но ещё и подводящие ветки в самой России. Хотя здесь можно опираться на уже имеющуюся инфраструктуру «Южного потока», которую по ряду причин готовили к демонтажу.

Однако вряд ли обустройство подобной инфраструктуры обойдётся дешевле строительства «Северного потока — 2» в который вложили около 11 миллиардов евро. И в эту сумму ещё не включили расходы на разного рода бюрократические барьеры.

Ещё по теме: Россия и многовекторность Азии

Сейчас вряд ли их можно оценить в полной мере. К тому же не надо игнорировать ещё и санкционную составляющую. Давайте вспомним проблемы с газопроводом OPAL отвод от «Северного потока — 1». Верховный суд ЕС создал немало препятствий для него.

Поэтому восстановление газовых поставок по «Северному потоку — 1» и запуск «Северного потока — 2» было бы не таким затратным. Да и вряд ли в ближайшем будущем возможна конкуренция между поставщиками газа Северной Европы.

Самое весомое, что на данный момент она может предложить, — это региональный проект Baltic Pipe, то есть поставка из Дании в Польшу. Его запуск запланирован на 2023 год. Правда, его пропускная способность будет соответствовать мизерным 27 миллионам кубометров в сутки.

А вот в Южной Европе конкуренция только будет набирать обороты.

Ещё по теме: О потолке цен на нефть: что ожидать от него России и миру

Свою роль, кроме РФ, там сыграет Азербайджан. Он планирует вдвое увеличить поставки голубого топлива в Евросоюз, задействовав две газовые магистрали: Трансанатолийскую (TANAP) и Трансадриатическую (TAP). Таким образом, нарастив мощность с нынешних 30 миллионов кубометров в сутки до 60.

Но ведь и сама Турция может начать ощутимые поставки в Евросоюз. В её планы входит переход из нынешнего статуса транзитной страны в статус экспортёра.

И причина кроется в том, что в прошлом году в турецкой части акватории Чёрного моря было открыто месторождение Сакарья. В следующем году турецкая сторона развернёт там добычу.

Кроме этого, совсем новый газопровод Нигерия — Марокко тоже влечёт за собой рост конкуренции. Его пропускная способность — всего 15 миллионов кубометров в сутки. Но, тем не менее, свою роль он всё же сыграет. По данной газовой артерии будут идти транзитные поставки в государства Евросоюза через североафриканские страны.

В связи с этим и возникает вопрос: а нужна ли нам вообще такая затея? Может, было бы целесообразнее вложиться в создание новых маршрутов в Азию?

ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ ПЕРВЫМ УЗНАВАТЬ О НОВЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ, МОЖНО ЗДЕСЬ.