Найти в Дзене
Лампа Электрика

Преобразователи напряжения. Часть 3. DC/AC-преобразователи

Оглавление

Необходимость использования DC/AC-преобразователей для транспортного электрооборудования была давно. Напряжение транспортной сети имеет значение: 6 – 72В и более вольт. В самолётах, обычно, бортовая сеть имеет 28В постоянного и 110 или 200В переменного, но с частотой 400Гц. На транспорте генерируется электричество в виде переменного напряжения, но впоследствии, требуется его выпрямление и преобразование в постоянное. Такого типа преобразователи мы рассматривали в прошлой статье, части 2.

Рисунок1. DC/AC-преобразователь
Рисунок1. DC/AC-преобразователь

Необходимость в постоянном напряжении транспортной бортовой сети нужна для аккумулятора, чтобы сохранять (аккумулировать) энергию на время отсутствия генерации тока. А вот использовать переменное напряжение непосредственно с выхода генератора, который работает от двигателя, не представляется удобным. Потому что оно по величине и частоте в значительной степени зависит от оборотов того самого двигателя. Впрочем, AC/AC-преобразователи рассмотрим в следующей статье. В транспортном электрооборудовании ток с генератора сразу же выпрямляется и стабилизируется электронным стабилизатором, который в народе называют «таблеткой».

Свойства и применение DC/AC-преобразователей (инверторов)

С появлением мощных источников питания, например, солнечных батарей, иногда возникает необходимость ещё в DC/AC-преобразователях. Причём, иногда бывает важно, чтобы напряжение было стабилизировано, не только по амплитуде, но и по частоте, также форме синусоиды. Для чего это нужно? Для эффективного и безопасного питания индуктивных или ёмкостных нагрузок, таких как электродвигатели, электромагнитные реле и электронная техника, рассчитанная на работу от сети переменного тока. Наилучшие параметры имеет ШИМ-контроллер (Широтно-Импульсная Модуляция).

Рисунок 2. ШИМ-контроллер с синусоидой на выходе
Рисунок 2. ШИМ-контроллер с синусоидой на выходе

Гальваническая развязка

Казалось бы, какая может быть опасность от сравнительно низкого, да ещё и постоянного напряжения, чтобы использовать гальваническую развязку входа/выхода? Впрочем, никакой. Но она необходима для предотвращения гальванической обратной связи (на рисунке 3 стрелки указаны из цепи Б в А). Дело в том, что переменное напряжение выхода может быть около 220В, а цепи постоянной сети транспорта от переменных напряжений большой величины никак не защищены. Да и надобности для этого нет никакой.

Рисунок 3. DC/AC-преобразователь с гальванической развязкой
Рисунок 3. DC/AC-преобразователь с гальванической развязкой

Также современные двигатели в самих авто «напичканы» электроникой, их электрооборудование может содержать более 100 микроконтроллеров. Обычно они построены на КМОП-структуре, а это высокоомная маловольтовая техника, которая моментально выходит из строя от высокого потенциала. Всё же приборы эти недорогие, но их определение и замена может потребовать долгой работы специалиста и обойтись дорогостоящим ремонтом.

Впрочем, это лишь для того, чтобы читатели понимали, что не стоит включать в цепь прикуривателя дорогого автомобиля непонятно какого происхождения преобразователь.

Классификация DC/AC-преобразователей

Преобразование из постоянного в переменное напряжение может осуществляться таким типом устройств:

  • Механическим — привод электродвигателя постоянного тока связан с генератором переменного напряжения;
  • Электронным — переменное напряжение формируется ключами, управляемые генератором, также автогенераторы;
  • ШИМ-контроллеров — с помощью программных средств формируется синусоидальное напряжение.

В настоящее время механические преобразователи в силу своей громоздкости и дороговизны уже практически не применяются. А вот электронные — пользуются широким спросом, в свою очередь, они классифицируются на цифровые и аналоговые. Вид преобразования зависит от характера нагрузки. Например, для питания светодиодных ламп подходит практически любой преобразователь, причём форма выходного напряжения практически никакой роли не играет. А вот для универсального применения годится лишь топология с формированием синусоидального сигнала. Лучше всего это удаётся реализовать с помощью ШИМ-контроллеров.

Сфера применения DC/AC-преобразователей

В бытовой практике используют DC/AC-преобразователь как адаптер, способный воссоздать аналогию сетевого напряжения, причём, может даже трёхфазного. Также он нужен, если применить альтернативные источники питания, работающие на аккумуляторную батарею. Это могут быть:

  • солнечные элементы;
  • бензогенераторы;
  • ветряные генераторы и пр.

Постоянное напряжение с выхода аккумулятора приходится делать переменным, если нагрузка рассчитана на такой тип питания. Классифицируются они на:

  • Зависимые (ведомые) — подключены совместно с сетью переменного напряжения, включаются при её пропадании;
  • Автономные — цепи таких преобразователей не связаны с сетью и не управляются ей.
Рисунок 4. Блок бесперебойного питания с открытой крышкой
Рисунок 4. Блок бесперебойного питания с открытой крышкой

В приборах электроники, иногда, возникает необходимость создания выходов для питания нагрузки, рассчитанной на переменное напряжение. Для этого может применяться каскад DC/AC-преобразования внутри самой схемы или использоваться отдельное устройство. Обычно это маломощные компоненты, рассчитанные на небольшую нагрузку или участок схемы.

Виды электронного преобразования DC/AC-напряжения

В зависимости от сферы применения, характера нагрузки, также бюджета, для реализации DC/AC-преобразователя может использоваться различное схемотехническое решение.

Автогенераторы

Если требуется применить простой и недорогой преобразователь для нагрузки с постоянным сопротивлением, то используют автогенераторы. Их недостатком является высокая зависимость частоты преобразования от тока нагрузки, при его некоторых значениях возможен срыв генерации, а значит и полная остановка его работы.

DC/AC-преобразователи с задающим генератором

Задающий генератор, работающий совместно с ключевым каскадом позволяет в значительной степени устранить недостатки, присущие автогенератору. Форма выходного напряжения может быть различной:

  • Импульсная;
  • Прямоугольно-переменная;
  • Ступенчатая (квазисинусоидальная);
  • Синусоидальная.

Последний вид переменного напряжения наиболее приемлем для универсального применения. DC/AC-преобразователи собирают по аналоговым, цифровым или комбинированным схемам, в них могут использоваться дискретные и интегральные компоненты.

Рисунок 5. Схема аналогового DC/AC-преобразователя на дискретных элементах (с возможностью повторения)
Рисунок 5. Схема аналогового DC/AC-преобразователя на дискретных элементах (с возможностью повторения)

Более сложные устройства могут иметь дополнительные функции — защиту от перегрузки, перегрева и др.

ШИМ-контроллеры

DC/AC-преобразователь, работающий на программируемом интегральном компоненте называют ШИМ контроллером. Топологии их делятся на:

  • Трансформаторные;
  • Мостовые (полумостовые);
  • Комбинированные.

Гальваническая развязка входа/выхода может быть реализована только в трансформаторных или комбинированных схемах. Однако полноценную синусоиду на выходе с помощью 1 транзисторного ключа получить неудаётся. Поэтому в ШИМ-контроллерах применяют топологии с несколькими силовыми транзисторами.

Схема со сквозной нейтралью может ещё называться полумост (см. рисунок 6).

Рисунок 6. Функциональная схема ШИМ-контроллера со сквозной нейтралью (полумост)
Рисунок 6. Функциональная схема ШИМ-контроллера со сквозной нейтралью (полумост)

Её достоинством является то, что нейтральный электрод является общим для входа и выхода. В такой топологии устройство защитного отключения (УЗО), установленное на входе источника постоянного напряжения, будет одинаково надёжно срабатывать при утечке тока в любом месте, в том числе и в нагрузке.

Мостовые схемы имеют 4 транзисторных ключа, управляемые с помощью микроконтроллера (см. рисунок 7).

Рисунок 7. Функциональная мостовая схема ШИМ-контроллера
Рисунок 7. Функциональная мостовая схема ШИМ-контроллера

Такая топология предполагает подключение нагрузки напрямую или через трансформатор.

При написании программ по схеме "мост" или "полумост" учитываются характеристики используемых экземпляров транзисторов, а в особенности, ёмкости переходов и время включения/выключения. Потому что преждевременное включение одного из транзисторов в одном плече может резко снизить КПД преобразователя, их перегрев и даже произвести выход их из строя.