Слышали ли вы в свой адрес: “Ты как маленький ребенок”, “Прекрати вести себя как ребенок”, даже если вам уже немного за 18, а может быть и за 50?
Как думаете, кто обиженно надувает губки, услышав что-то неприятное в свой адрес?
Кто так мило и вкрадчиво выпрашивает у мужа новые сапоги или шубку? А кто на месте брутального мужчины при температуре 37 выглядит несчастным и беспомощным? Или кто радуется, обогнав соседнюю машину, и первым стартовав со светофора?
Как вы думаете, кто необычайно нежным голосом просит начальника о несогласованных выходных или преподавателя об еще одной пересдаче?
Есть довольно интересный механизм защиты, который включается у нас в ситуациях дискомфорта. Мы неосознанно полагаем, что если вести себя как ребенок, то нас пожалеют, не обидят и дадут все, что мы попросим, даже если это не предполагалось изначально.
Известный психолог и создатель трансактного анализа Эрик Берн полагает, что внутри каждого из нас живут 3 состояния или субличности: Родитель, Взрослый и Ребенок.
У взрослого человека в структуре личности внутренний родитель полностью формируется к 25 годам. После 25 лет мы — сами себе дети, сами себе родители и сами себе взрослые. Среди этих ролей и происходят основные баталии.
- Родитель знает, как надо, что правильно и что неправильно, как себя положено вести. Родитель, в идеале, защищает и направляет, обучает и объясняет, помогает и поддерживает. А на самом деле, по факту, ведет себя как угодно: “ничего тебе нельзя; что ты тут себе позволяешь”, критикует и обесценивает.
- Взрослый, на то он в общем-то и взрослый, несет ответственность за действия и проявления во внешнем мире. Взрослый не давит и не запрещает. Он думает, как лучше решить конкретную задачу.
- Ребенок же радуется и наслаждается жизнью просто так. Он хочет играть и веселиться. Он может плакать и капризничать, бояться и сопротивляться. Наша детская часть личности отвечает за понимание желаний и потребностей, открытость и непосредственность, искренность и эмоциональность. Внутренний ребенок также отвечает за умение радоваться жизни и за способность к творчеству.
Однако, все мы родом из детства. И ребенок внутри каждого из нас формировался в разных обстоятельствах. Люди со здоровой детской частью более успешны в карьере, эффективнее справляются с трудностями, им легче строить отношения с другими людьми. Они открыты новому, не боятся перемен и экспериментов.
В свою очередь, людям, перенесшим в детстве травмы, сложно строить доверительные и близкие отношения. Они не уверены в своих силах и боятся проявлять себя.
Если родители дают достаточно принятия и любви, у ребенка формируется установка: “Я – хороший”. Такие дети умеют ценить и любить себя, ценить свои достоинства и достижения, уважать и принимать других людей.
Но часто родители неосознанно развивают у ребенка ощущение его никчемности, несостоятельности и ненужности, что непременно ведет к установке: “Я – плохой”. Такие дети не умеют ценить, любить и принимать себя, испытывают постоянное ощущение неуверенности в себе, не способны видеть и воспринимать собственные достижения и сталкиваются с проблемами в самовыражении. Из-за травм, полученных в детстве, человек теряет способность радоваться, выражать свои эмоции, любить, творить и быть открытым.
Со взрослением деструктивные последствия детских травм уходят на уровень подсознания и “забываются”, но все равно продолжают влиять на человека. Внутренний ребенок остается “пораненным”. А взрослый может об этом даже не подозревать.
Как можно диагностировать состояние детской части личности?
Внутренний ребенок травмирован, если для этого человека характерны:
- заниженная самооценка;
- непонимание собственных достоинств и сильных сторон;
- неспособность ценить свои результаты и достижения;
- неспособность позаботиться о себе;
- нелюбовь и недоверие к себе;
- неуверенность в себе;
- непринятие своей внешности;
- разнообразные страхи;
- постоянная тревога;
- непонимание своих потребностей;
- проблемы в построении близких и доверительных отношений;
- проблемы с личными границами;
- непонимание себя: “не знаю, чего я хочу”, “не знаю, в чем мои способности”, “не знаю, в каком направлении развиваться”, и т.д.;
- склонность брать на себя чужую ответственность, всех спасать и всем помогать;
- склонность перекладывать свою ответственность на других людей;
- склонность приносить себя в жертву;
- склонность к зависимостям, в том числе к зависимым отношениям.
Как правило, человек с травмированным Внутренним ребенком чувствует себя несчастным, даже если для этого нет видимых причин. У него возникают проблемы в личной жизни и в профессиональной сфере. Он постоянно недоволен собой. Такой человек чувствует себя недостойным любви. И зачастую для изменения своей жизни ему не хватает сил и мотивации.
О путанице между ролями Родителя, Взрослого и Ребенка, а также о налаживании отношений с детской частью нас самих, поговорим в следующей статье.
Работа с МАК
Для того чтобы лучше понять, как себя чувствует ваш внутренний ребенок и чем вы можете ему помочь, в издательстве MAK.arcanes есть прекрасные метафорические ассоциативные карты – “Лики Детства”.
Техника “Воспоминания из детства”
Техника поможет взрослому человеку вспомнить и вновь пережить ситуацию из своего детства, которая повлияла на его последующую жизнь. Ситуацию можно обозначить, а можно отдаться на волю карт, которые сами помогут вспомнить именно то, что сейчас для человека актуально.
1. Из колоды следует вслепую достать карту, которая будет символизировать состояние ребенка в прошлом.
Возможные вопросы к колоде:
“Как я себя чувствовала в той ситуации, когда...?”
“Что явилось причиной моей негативной установки?”
“Какие детские переживания оставили во мне самый яркий след?”
“Какая ситуация из детства наиболее сильно повлияла на мое поведение в настоящем?” и т.п.
2. Карту открыть, внимательно изучить и прислушаться к себе. Какие чувства, мысли, воспоминания приходят? Как это происходило тогда? Как себя чувствует ребенок на карте? Каким образом он справляется с той ситуацией? Какие выводы он для себя сделал после того, что пережил тогда? Какие выводы он сделал о себе? О мире вокруг? О людях, которые его окружают? Как теперь эти установки, зародившиеся в детстве, влияют на его жизнь? Являются ли эти установки правильными, полезными? Как можно их изменить, опираясь уже на свой взрослый опыт и накопленную мудрость?
3. В заключение можно из любой сказочной или ресурсной колоды (например, “Точка опоры”) вслепую достать несколько карт, отвечающих на один или несколько вопросов:
“Что мне делать, чтобы извлечь из своего прошлого опыта полезные уроки? Как я могу трансформировать свои негативные установки в позитивные? На что мне обратить внимание в настоящем?” и т.п.
Метафорические ассоциативные карты "Лики детства"
Колода предназначена для исследования детских переживаний, взаимоотношений ребенка с собой и с окружающим миром, и для психотерапевтической работы с Внутренним Ребенком.
Карты нацелены на исследование чувств, эмоций и переживаний (в том числе проблемных) ребенка в процессе его взаимоотношений с окружающим миром. Для взрослых также можно исследовать события и переживания из детства, которые до сих пор оказывают влияние на их жизнь и самочувствие.
Данный набор можно использовать как под руководством психолога, так и самостоятельно, в группе или в ходе индивидуальных занятий. Колода ориентирована на работу как со взрослыми, так и с детьми.
Посмотреть метафорические ассоциативные карты “Лики детства” можно на официальном сайте издательства MAK.arcanes:
https://mak.arcanes.ru/shop/44/desc/liki_detstva
Была ли вам полезна информация? Если да, вы можете подписаться на наш канал. Будем рады комментариям, обратной связи и общению с вами.
© Анна Луценко, специально для Издательства MAK.arcanes