Идея богатства витает практически во всех основных посланиях Павла. Пару раз это слово упоминается в 11-ой главе к Римлянам, несколько раз в послании к Ефесянам, Колоссянам и Филиппийцам. Безмерное богатство Христовой благодати - основная мысль в множестве текстов. Это открытые перспективы для всех народов, тайна, которую Бог скрывал, теперь доступна и Павел по своему собственному признанию, призван это богатство распространять и ею делиться.
Тема богатства или ее бездна самым сильным образом выражена апостолом в 11-ой главе исследуемого нами послания. Павел, не в силах осмыслить замысел Божий, ему только и остается воскликнуть в восторге!
"О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!" (Рим.11:33)
Что же на самом деле так вдохновило Павла? Этот вопрос обстоятельно раскрывается начиная с 10-ой и до 12-ой глав письма в Рим. Эта глава традиционно считается одним из самых сложным мест Священного Писания. Некоторые тексты повергают в ступор, и дают повод думать несколько иначе от привычных христианских доктрин и концепций. Интересно, а сам Павел до конца выразил, то, о чем думал на самом деле? По его собственному признанию, письмо в Рим содержит нечто смелое: "Так что если я написал вам это письмо (в отдельных местах письмо довольно смелое), то сделал это как бы в напоминание вам, по благодати, которую даровал мне Бог." (Рим. 15:15 современный перевод)
И эта смелость во взглядах, а порой граничащих и вступающих в противоречие со сложившейся системой, начинает волновать и требует основательного разбора текста и желания докопаться до сути того, что говорит апостол или что хотел сказать.
Как вам такие слова: "Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать" (Рим. 11:32)? Если вырвать этот стих из контекста, то может показаться правильной идея предопределения и спасения абсолютно всех. Насколько я помню, Ориген в свое время вступал в горячий спор с Отцами, именно по этому поводу. Идея всеобщего спасения своими корнями уходит в 11-у главу послания и продолжает будоражить богословские умы не одну сотню лет. Я, если признаться, долгое время избегал думать о значении данного текста, откладывая, не обращая внимания, пропуская его, ибо подозревал, что есть места, которые лучше пока не трогать.
Недавно читая в очередной раз послание к Римлянам, мне все же удалось, не спеша, вдумчиво прочитать и впервые задуматься, "а, что хотел сказать здесь апостол язычников"?
Начиная с десятой, Павел рассуждает о своем народе, отступлении, и грядущей судьбе Израиля. Его рассуждения вращаются вокруг веры и послушания, где первая играет важнейшую роль в деле спасения, как язычника, так и еврея. Не имеет значения принадлежность к избранному народу, Бог открыл "по богатству славы Своей" возможность приобщиться к сокрытым сокровищам Евангелия и обрести надежду на спасение. Вот, если вкратце суть рассуждений Павла. Более того, он говорит, что отступление израильтян послужило возможностью для язычников войти в состав народа Божия, и это "до времени".
Конец 11-ой главы потрясает самым смелым выражением, которое мы процитировали выше. Павел потрясен открывшейся перспективой замысла, и ему ничего не остается, как признать человеческую неспособность проникнуть во все тонкости Божиих целей и решений.
Текст, который вводит в смущение относительно помилования всех, не отбрасывает прочь идею Божьего суда и гибели нечестивых, отвергнувших благодать и предложенное спасение. Ни в коей мере. Как нам примирить эти, с виду диаметрально противоположные идеи? В контексте всего Нового Завета, явствует мысль, как о спасении всех, так и о потенциальной гибели тех, кто не уверует в евангельскую весть. Весь мир примирен с Богом, весь мир спасен, но в тоже время остается возможность этого спасения лишится. Это, кстати, упоминается Павлом в той же, 11-ой главе. "Скажешь: „ветви отломились, чтобы мне привиться "Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя." (Рим. 11:19-21)
Ключевое слово в данном случае - вера. И это не последняя тема во всех посланиях апостола Павла.
Что вы думаете по поводу данной темы? Было бы интересно послушать.