Всем привет!
Павловский автобусный завод во времена СССР изготавливал небольшие автобусы для работы главным образом на селе или в качестве служебного транспорта. С приходом же перестройки их продукция стала отправляться и на маршрутные перевозки, и популярность ее резко возросла. Среди всех машин, производившихся в Павлово-на-Оке, главенствующую позицию, несмотря на уже старческий возраст, продолжает занимать модель ПАЗ-3205.
История нашего героя началась в 1985 г., а еще через год техника приобрела свой окончательный вид. Она разительно отличалась от предыдущего ПАЗ-672: чего стоили только прямоугольный кузов со скругленной крышей, узкая двустворчатая складная дверь для пассажиров и обновленная светотехника. Был изменен и мотор: спереди был установлен бензиновый агрегат объемом 4,67 л и мощностью 130 л. с. Звук его работы было ни с чем не спутать, и многие наши соотечественники, вновь услышав его, вспоминают детство.
Салон же автобуса оставался простым: те же двухместные сидения из кожзама, та же слабая звукоизоляция, и та же малая вместимость – всего 45 пассажиров, из них 23 ездят сидя.
ПАЗ-3205 был запущен в серию в 1989 г., почти сразу после прекращения выпуска модели 672. Тогда еще никто не мог предположить, что спектр предназначений у этого автобуса будет огромным, а сама машина станет долгожителем, неоднократно сменив облик. И в самом деле, очень скоро грянул кризис, связанный с развалом СССР, и чтобы как-то поддерживать перевозки, появлялось все больше частных автотранспортных предприятий, где основной движущей силой стал как раз павловский автобус. Они работали на пригороде, как служебный транспорт, и все чаще – на городских маршрутах, где им пришлось сосуществовать с автобусами еще советской эпохи – ЛиАЗ-677, львовскими машинами и венгерскими Ikarus.
За 10 лет кризиса ПАЗ-3205 настолько закрепился на наших улицах, что его продолжали активно выпускать. Однако первоначальная версия автобуса уже в 2000х морально устарела, поэтому в 2001 г. произошла небольшая переделка модели, в результате которой появились ПАЗ-32053:
И 32054:
Обновленные версии все еще продолжали работать на городских и пригородных маршрутах. Но также появилась модификация для перевозки детей:
И для службы в МВД:
Все эти машины активно работали еще в 2010х гг., но даже тогда не выработали свой ресурс. В 2014 г. произошла новая модернизация модели, в результате чего изменились передок и светотехника, общий же профиль оставался прежним:
Кроме того, в 2017 г. появилась отдельная модификация, работающая на природном газе. Ее отличительная черта – вынесенные на крышу баллоны:
Прошло более 30 лет после запуска в производство ПАЗ-3205, но даже сегодня выпуск последней версии продолжается. И даже несмотря на то, что сегодня появились гораздо более современные и приспособленные к городским перевозкам ПАЗ-3204, в небольших городах главенствующую позицию продолжает занимать старый добрый «пазик»:
В Красноярске же этот автобус оставался лишь на двух городских маршрутах - №9 и 20. Последний был слишком загруженным для такой машины, но заменить ее не могли, и в прошлом году вместо того, чтобы сделать маршрут муниципальным, его просто упразднили, так и не сделав ему достойной замены. 9й же маршрут продолжает работать, но там ПАЗ-3205 осталось совсем немного, и очень скоро его вытеснят. Большинство оставшихся в городе подобных машин сегодня работают как служебные, а это уже их родная среда:
ПАЗ-3205 – уникальный в своем роде автобус. Он уже 30 лет не сдает свои позиции, сосуществует с более современными павловскими машинами, и по сути является главной ассоциацией с аббревиатурой ПАЗ. За годы эксплуатации он оставил неоднозначное отношение: кто-то сетовал на тесноту, малую вместимость и запах гари от подъезжающей к остановке машины, а кто-то, уже привыкший к новым автобусам, запомнил звук работы того двигателя, и пропитывается ноткой ностальгии, встретившись с ПАЗ-3205 где-нибудь в глубинке.
Остались ли такие машины в ваших городах или поселках? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.
А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до скорой встречи!