«Ваш сценарий жизни был написан ещё в детстве» — Эрик Бёрн (американский психиатр, психоаналитик)
Это действительно так. Характер взрослого человека сформирован сценариями из детства.
Ребёнок либо им следует, либо их отрицает. Замечали, что человек либо копирует своего родителя, либо делает с точностью наоборот?
Проблема в том, что и в первом и во втором случае, самого человека в этом мало. Вместо того, чтобы быть теми, кто мы есть на самом деле, мы просто становимся заложниками этих программ.
Так какие это программы? Опишу самые распространённые:
1. Самая сильная программа — травма брошенности. Происходит, если ребёнка отдавали в детский сад, а он не хотел. Сдавали в интернат (часто встречалось в советском союзе), если была утрата родителя, или ребёнка отдавали на воспитание бабушке, дедушке.
Если человек следует сценарию — у него часто сложности в отношениях, его часто бросают, страх одиночества, выбирает не те профессии, не тех начальников.
Если действует наоборот: в отношениях бросает сам, друзей не ценит, нетерпим к чужому мнению.
2. Травма жестокого обращения.
Нужно понимать, что программы могут тянуться и из рода, когда наших родителей или бабушек/дедушек строго наказывали в детстве.
Если человек следует: он всегда будет жертвой, перекладывает ответственность, у него заниженная самооценка.
Если наоборот: играет роль агрессора (тот самый треугольник Карпмана), я ок — мир не ок, часто жесток, чувство недооценённости.
3. Травма морального унижения: ребёнку часто говорили «Ты дурак», «У тебя руки из одного места растут», «В семье не без урода» и т.д.
Если следует сценарию: чувство самообесценивания, робкий, застенчивый, страх высказать своё мнение, не верит в себя и свои таланты.
Если отрицает: не обоснованная мания величия, переоценка своих возможностей, хвастовство, самопохвала, нарциссизм.
4. Травма непризнания: ребёнка не поддерживают, выбирают всё за него, не дают ничего решать, не верят в него.
Если следует: становится приспособленецем, несчастлив, что занимается нелюбимым делом, боится перемен.
Если наоборот: постоянно оказывается в конфликтных ситуациях, испытывает чувство вины и неуверенность, когда делает свой выбор.
5. Травма отвержения: родители заняты сами собой, они рядом, но их как будто нет, ребёнок постоянно предоставлен сам себе.
Если следует: не любит телесный контакт, нехватка эмоций и тепла внутри, часто живёт один.
Если наоборот: гиперактивный, играет в любовь и выставляет чувства напоказ, ждёт от партнёра того, чего тот не может ему дать.
6. Травма ребёнка-короля: очень балуют, с ним постоянно няньки, не знает границ и чувство такта.
Если следует: ВСЕГДА хочет чувствовать себя значимым, эгоизм, нарциссизм, все ему должны, лжёт, манипулирует для достижения целей.
Если наоборот: чувство неполноценности, самообесценивание, часто синдром самозванца, депрессия.
Как можно помочь себе или своему ребёнку самостоятельно:
1. Помним, что осознание — это уже успех.
2. В случае себя: отслеживаем повторяющиеся ситуации в своей жизни и своё поведение в них. Меняем привычные реакции, делаем не наоборот, а просто по-другому. Оцениваем ситуацию со стороны, с позиции наблюдателя. Обычно человеку нужно 40 дней, чтобы сформировать новые нейронные связи.
3. В случае ребёнка: в первую очередь меняем сначала себя, затем проговариваем ребёнку на ушко, когда он спит (нужен тетта и альфа ритм мозга). Что это не его программы, это ваши программы. Вы с ними справились, и ему больше нет смысла их повторять. Что он рождён быть здоровым и счастливым ребёнком. Можно использовать метод Драпкина.
Записаться на бесплатную диагностическую сессию можно здесь. Пиши в комментарияхк последнему посту «Хочу на диагностическую сессию».
Подробнее о том, как работает детская психосоматика читай статью «Детская психосоматика».